Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сайт автоматизированной системы Свердловской области «Доступная среда»(ссылка)
Конвенция ООН о правах инвалидов
Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в
Российской Федерации».
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МБДОУ
учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ОВЗ.
Специальные условия для организации
образовательного процесса для детей с ОВЗ в МБДОУ:
· Условия реализации АОП ДО в МБДОУ - детский сад № 548 (ссылка)
· В МБДОУпсихолого-педагогическая служба сопровождения(учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута. (ссылка)
На 10.01.2023 год в МБДОУ —детском саду № 548 воспитывается 150 воспитанников, из них 150 воспитанниковс ОВЗ, из них 40 (2,5%) имеют инвалидность.
Педагогический состав укомплектован на 100% (смотреть здесь)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В каждой группе компенсирующей
направленности оборудован кабинет специалиста. Т.е. 6 кабинетов учителя - логопеда и 5 кабинетов учителя-дефектолога, 1 кабинет оборудован для педагога - психолога
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия в
основном проводятся в групповых ячейках, в кабинетах специалистов. Для исследовательской
деятельности в ДОУ функционирует лаборатория для наблюдениями за процессами в природе.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой
групповой ячейке оборудована мини - библиотека, в доступности находится весь игровой и
дидактический материал.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценных
занятий физической культурой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в спортивном
зале оборудовано место с тренажёрами общеукрепляющей направленности. Все
спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надёжности, прочности
и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.
Для занятий с детьми
с ОВЗ используется следующее
оборудование:
ü фитболы;
ü гимнастические коврики;
ü шведская стенка;
ü доска для пресса;
ü резиновые мячи разных размеров;
ü гимнастические скамейки;
ü мягкие маты.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные (слайды);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивные снаряды, мячи и т.п.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания не позволяют
инвалидам-колясочникам беспрепятственно попасть в здание ДОУ. Для этой
категории посетителей ДОУ на дверях у главного входа оборудована кнопка вызова
персонала.
Специальные условия питания
В учреждении организовано
сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню,
размещенным на сайте ДОУ в разделе «Материально-техническое
обеспечение образовательной организации» в подразделе «Условия питания обучающихся в учреждении».
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,утв. ПостановлениемГлавногогосударственного санитарноговрачаРФ 28.09.2020г. № 28.
Порядок формирования меню в детских садахСоздание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в настоящий момент,не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников
осуществляется в двух направлениях: педагогическом
и медицинском.
Медицинское
обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой Бондаренко
Екатериной Александровной; врачом-фтизиатром, которая работает в детском
саду по средам и осуществляет контроль за здоровьем детей групп ДОУ, дает
направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
Медицинский блок
состоит из:
·
Медицинский кабинет;
·
Изолятор;
· Процедурный кабинет
Медицинский
кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям.аппарат таблица, для измерения
остроты зрения, динамометр, весы медицинские; имеется достаточное
количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит
осмотр детей.
Для оздоровления детей
используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха в каждой группе,
спальне, музыкальном и спортивном зале МБДОУ. Используются в каждой групповой
ячейке увлажнители воздуха.
В
образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников
проводятся следующее мероприятия:
·
проведение профилактических осмотров;
·
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
·
осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием
воспитанников и уровнем их заболеваемости;
·
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного
учреждения;
·
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей,
проведением закаливающих мероприятий;
·
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние
и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям
действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 09 2020 г. N 28 «Об
утверждении СанПиН
2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа
имеет отдельный прогулочный участок.
В
Учреждении имеются спортивный зал с необходимым оборудованием для
организации занятий по физической культуре. Для занятий с детьми (в том
числе с инвалидами и воспитанниками с ОВЗ) и для профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата в физкультурном зале имеются специальные
массажеры, балансировочная дорожка, батут, гимнастические мячи,
детские тренажеры, спортивные модули и другие физкультурные
пособия. С воспитанниками организуется непосредственно
образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в
неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому
развитию детей включены в Образовательную и Адаптивные программы
Учреждения.
Согласно СанПиН
2.4.1.3648-20 разрабатывается:
· режим дня детей в ДОУ,
с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время
приема пищи, прогулок, дневного сна.
· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
Прогулка
– обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается
возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в
зависимости от сезона. (смотреть здесь)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные
образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том
числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья – не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья:
Кабинеты учителей - логопедов,
дефектологов содержат:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного оснащения;
- комплект зондов для постановки звуков;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития
правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и
дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическая, дидактическая, справочная и художественная
литература;
- ноутбук;
- магнитофоны в каждой возрастной группе;
- обучающие программы в кабинетах
логопедов «Игры для Тигры».
Музыкальный зал:
- программный комплекс «Сова», установленный на
интерактивной доске в музыкальном зале.
Кабинет педагога – психолога оснащен:
- сухим бассейном;
- столом для рисования песком.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Интерактивная доска