Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548 ИНН 6664076495/КПП 667901001 ул. Инженерная, д.67-А, Екатеринбург, Свердловская область, 620010 тел. (343)258-36-74, 258-37-23 -m il: md u548@ du kb.ru Царёва Татьяна Юрьевна Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующая, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 548, СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru, G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва, CN=Царёва Татьяна Юрьевна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2025.01.17 11:20:24+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЛОЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУдетский сад № 548 _______________Т.Ю. Царёва 16.01.2025 г. об организации сопровождения детей – инвалидов в МБДОУ – детский сад № 548 во время образовательного процесса. г. Екатеринбург 2025 г. 1. Общие положения. Настоящее Положение об ассистенте (помощнике) по оказанию технической помощи в образовательной организации (далее — Положение), в МБДОУ- детский сад № 548 (далее ДОУ), разработано на основании: − Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и дополнениями; − приказа Минтруда России от 12.04.2017 № 351 н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»; − приказа Минпросвещення России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; − приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; − письма Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», а также в соответствии с действующими законодательными актами в сфере образования. 2. Цели и задачи организации сопровождения детей – инвалидов в детский сад во время образовательного процесса. Целью сопровождения детей – инвалидов в детский сад является интеграция детей – инвалидов в общеобразовательную среду. Задача детского сада – создание специальных условий для получения образования детьми – инвалидами. Под специальными условиями, для получения образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких воспитанников, включающие в себя, в том числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь. Главная задача сопровождающего в данной модели инклюзивного образованияоказывать ребёнку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве группы, в детском саду. Своим примером ассистент показывает окружающим детям, как следует относится к ребёнку с проблемами физического здоровья, какую помощь можно оказать и как правильно это сделать. Работу ассистента может выполнять социальный педагог, воспитатель, родитель (законный представитель), родственник, работники детского сада, имеющие опыт общения с детьми – инвалидами. Задача руководителя детского сада – организовать взаимодействие между основными участниками образовательного процесса и ассистентом (помощником) в целях четкого распределения функциональных обязанностей каждого из них. Администрация детского сада, состав воспитателей, специалистов и младшие воспитатели при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребёнка – инвалида. 3. Критерии определения детей- инвалидов, нуждающихся в сопровождении в образовательных учреждениях во время учебного процесса. К детям-инвалидам, нуждающимся в сопровождении во время учебного процесса относятся следующие категории детей: 1. Дети с дефицитарностью зрительного анализатора (слабовидящие, частично или парциально слепые) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения. Острота зрения на лучший видящий глаз с коррекцией должна быть 0,3 и менее. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций: цвето и светоощущений перифирического и бинокулярного зрения H 52.0 - гиперметропия (дальнозоркость) H 52.1 - миопия (близорукость) H 52.2 – астигматизм 2. Дети с дефицитарностью слухового анализатора с III (средне-тяжелой) степенью тугоухости по аудиограмме с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения. Кроме средне-тяжелой степени тугоухости по аудиограмме дети могут иметь и другие болезни уха (H 91-95). 3. Дети с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата (по типу детского церебрального паралича при негрубой степени выраженности нарушений движений и самостоятельном передвижении ребенка и при выраженной степени двигательных нарушений и несамостоятельности передвижения ребенка: пользующихся инвалидной коляской, костылями, тростью) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения. Q 80-83 – ДЦП (детский церебральный паралич). 4. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) F 84.12 (атипичный аутизм без умственной отсталости) и без расстройства поведения. 4. Организация процесса сопровождения детей-инвалидов в детском саду во время учебного процесса 4.1. Услуги ассистента (помощника) предоставляются детям-инвалидам, являющимися воспитанниками детского сада. Решение об оказании услуг сопровождения принимает заведующий детского сада на основании следующих документов: 1) заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида; 2) заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности; 3) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПР); 4) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения ребёнка-инвалида во время учебного процесса. Содержание, объём, сроки, количество предоставляемых услуг технического сопровождения определяется на основании представленных родителями (законными представителями) вышеназванных документов, а также индивидуальным образовательным маршрутом ребенка-инвалида. Детский сад, по согласованию с родителями, может самостоятельно определить потребность ребёнка со сложными ограничениями здоровья в организации сопровождения, но в этом случае необходимо дать обоснованные рекомендации для дополнения ИПР и соответствующего заключения ПМПК. Ассистентом может стать человек без специального образования, являющийся сотрудником детского сада, но имеющий опыт в общении с инвалидами; педагогический работник, работавший с детьми - инвалидами; медицинский работник или родственник, родитель (законный представитель) и др. В круг обязанностей ассистента (помощника) входит сопровождение ребёнка инвалида с целью оказания технической и физической поддержки, помощи в перемещении внутри здания детского сада, группы, в образовательном пространстве в целом; в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического комфорта; приватной помощи по уходу (например, помочь с личной гигиеной, питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду); поговорить с воспитателем, общаться со сверстниками и другими людьми в детском саду. 5. Основное содержание деятельности ассистента (помощника) при организации сопровождения детей-инвалидов в детском саду во время учебного процесса В вопросах организации деятельности ассистента можно выделить три этапа: 1. предварительный этап (этап вхождения в должность), который включает в себя: - изучение личного дела ребёнка; - знакомство с результатами диагностики, проведённой специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом; - встречи со специалистами и представителями ПМПк для получения рекомендаций; - знакомство с родителями; - изучение особенностей характера, поведения, интересов, сильных и слабых сторон личности своего будущего подопечного. На этом этапе определяется персональный маршрут сопровождения и решаются организационные моменты (встреча в здании; помощь при переодевании и переобувании; выбор места в группе, где будет сидеть, спать ребёнок, в соответствии с потребностями и особенностями ребёнка (маркировка, высота, дополнительное оборудование и т.п.), выбор места, где будет находиться сам сопровождающий, если в этом есть необходимость). 2. Адаптационный этап включает в себя постепенное установление межличностного контакта с ребёнком – инвалидом. Лучше познакомиться заранее, в привычной для него обстановке и только после этого встречаться в детском саду. В детском саду познакомить ребенка-инвалида с помещениями учреждения (группы, спортивный зал, актовый зал, служебные помещения, и т. д.), спальным местом. Сроки адаптации детей - инвалидов в детском саду индивидуальны. 3. Основной этап (этап сопровождения) включает в себя: - повседневную, последовательную работу по сопровождению ребёнка - инвалида в образовательном процессе, общественной, социальной жизни детского сада; - организацию рабочего пространства; - постоянное наблюдение и общение, информирование родителей о процессе социализации ребенка в детском саду; - помощь ребёнку при включении его в среду сверстников, в жизнь группы, детского сада, отслеживание и регулирование эмоционально - волевой сферы (реагирование, контакты, контекст общения детей, соответствующее участие для разрешения конфликтных ситуаций, демонстрация поддержки, поощрения, воодушевления, тактичного порицания); - физическое сопровождение (при необходимости помочь сходить в туалет; вымыть руки; оказать помощь в перемещении, при установке необходимой специальной аппаратуры и т.п.). 6. Обязанности ассистента (помощника) по организации сопровождения детей-инвалидов Ассистент (помощник) по организации сопровождения детей-инвалидов в детском саду во время учебного процесса имеет следующие обязанности: - организует процесс персонального сопровождения ребенка в детском саду с учетом его физического состояния; - оказывает помощь и физическую поддержку воспитаннику, при перемещении в пространстве группы, в здании детского сада; - создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (контролирует организацию рабочего пространства воспитанника, соблюдение особого режима, временной организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка); - составляет персональный маршрут сопровождения ребенка - инвалида в образовательном учреждении; - контролирует состояние ребенка – эмоциональное и физическое в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, заключением центральной (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии, специалистов ПМПк образовательного учреждения, специалистов здравоохранения; - участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенкаинвалида в учебном процессе; - контролирует и оценивает эффективность созданных условий и степень их комфортности для ребенка-инвалида в детском саду; - обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Ассистенту (помощнику) по организации сопровождения детей-инвалидов в детском саду во время учебного процесса необходимо знать: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о правах инвалидов, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и основные гарантии, и поддержку инвалидов; - основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теорию и методику воспитательной работы, методы убеждения, аргументацию своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка детского сада, правила по охране труда и пожарной безопасности. Приложение 1 Соглашение об организации процесса сопровождения детей-инвалидов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 548, именуемое в дальнейшем «Учреждение», в лице заведующего детским садом , действующего на основании Устава, с одной стороны и , именуемый (ая) в дальнейшем «Родитель (законный представитель)», а при совместном упоминании – «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем: 1. Учреждение обязуется организовать процесс сопровождения , ребенка-инвалида (далее – воспитанника) во время образовательного процесса. 2. Организация процесса сопровождения воспитанника во время образовательного процесса осуществляется за счет средств областного бюджета. 3. Организация процесса сопровождения воспитанника во время образовательного процесса осуществляется при наличии: 1) заявления родителей (законных представителей) воспитанника об организации сопровождения; 2) заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности; 3) индивидуальной программы реабилитации воспитанника, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПР); 4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения воспитанника во время образовательного процесса. 4. Заведующий детским садом обязан: - закрепить за воспитанником ассистента (помощника), осуществляющего его сопровождение в детском саду во время образовательного процесса; - довести до сведения родителя (законного представителя) порядок и сроки оказания услуг ассистентом (помощником), осуществляющего сопровождение воспитанника во время образовательного процесса; - довести до сведения родителя (законного представителя) фамилию, имя, отчество, должность лица, ответственного за организацию сопровождения, а также фамилию, имя, отчество ассистента (помощника); - довести до сведения родителя (законного представителя) информацию об органах и организациях, их должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав детей-инвалидов; - в пятидневный срок рассмотреть жалобу родителя (законного представителя) по вопросам действий (бездействий) ассистента (помощника), нарушающих права и свободы воспитанника. 5. Заведующий осуществляет права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 6. Родитель (законный представитель) воспитанника обязан: - обеспечить своевременное прибытие воспитанника, а также своевременно встречать воспитанника; - взаимодействовать с ассистентом (помощником) с целью улучшения социальной адаптации и динамики развития воспитанника; - сообщать заведующему детским садом обо всех действиях (бездействиях) ассистента (помощника), нарушающего права и свободы воспитанника. 7. Родитель (законный представитель) вправе: - предлагать заведующему детским садом кандидатуры лиц, способных выполнять функции ассистента (помощника) по организации сопровождения воспитанника во время образовательного процесса, а также оказывать услуги ассистента (помощника) лично на основании заключенного с детским садом договора; - осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. 8. В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принятых на себя обязательств, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 9. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон. 10. Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до « » г. Реквизиты и подписи Сторон Родитель (законный представитель): (фамилия, имя, отчество – полностью) Паспортные данные: серия номер кем и когда выдан Адрес проживания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 548 (сокращённое название МБДОУ -детский сад № 548) Адрес: 620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная,67а Телефон: 258-36-74, 258-37-23 ИНН: 6664076495 КПП: 667901001 БИК: 016577551 ОГРН: 1026605768793 ОКВДЭ 85.11 Контактный телефон: Родитель (законный представитель): подпись расшифровка подписи Заведующий детским садом № 548 Царёва Т.Ю.