ПОЛОЖЕНИЕ об организации сопровождения детей инвалидов в МБДОУ от 16.01.2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548
ИНН 6664076495/КПП 667901001
ул. Инженерная, д.67-А, Екатеринбург, Свердловская область, 620010
тел. (343)258-36-74, 258-37-23 -m il: md u548@ du kb.ru

Царёва
Татьяна
Юрьевна

Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область,
T=заведующая, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 548,
СНИЛС=02647638974,
ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru,
G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва,
CN=Царёва Татьяна Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.01.17 11:20:24+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУдетский сад № 548
_______________Т.Ю. Царёва
16.01.2025 г.

об организации сопровождения детей – инвалидов в МБДОУ –
детский сад № 548 во время образовательного процесса.

г. Екатеринбург
2025 г.

1. Общие положения.
Настоящее Положение об ассистенте (помощнике) по оказанию технической
помощи в образовательной организации (далее — Положение), в МБДОУ- детский сад
№ 548 (далее ДОУ), разработано на основании:
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изм. и дополнениями;
− приказа Минтруда России от 12.04.2017 № 351 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической
помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»;
− приказа Минпросвещення России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
дошкольного образования»;
− приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
− распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
− письма Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», а также в соответствии с
действующими законодательными актами в сфере образования.
2. Цели и задачи организации сопровождения детей – инвалидов в
детский сад во время образовательного процесса.
Целью сопровождения детей – инвалидов в детский сад является интеграция детей
– инвалидов в общеобразовательную среду.
Задача детского сада – создание специальных условий для получения образования
детьми – инвалидами. Под специальными условиями, для получения образования
воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких воспитанников, включающие в себя, в том
числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику
необходимую техническую помощь.
Главная задача сопровождающего в данной модели инклюзивного образованияоказывать ребёнку физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя
уверенно в пространстве группы, в детском саду. Своим примером ассистент
показывает окружающим детям, как следует относится к ребёнку с проблемами
физического здоровья, какую помощь можно оказать и как правильно это сделать.
Работу ассистента может выполнять социальный педагог, воспитатель, родитель
(законный представитель), родственник, работники детского сада, имеющие опыт
общения с детьми – инвалидами.
Задача руководителя детского сада – организовать взаимодействие между
основными участниками образовательного процесса и ассистентом (помощником) в
целях четкого распределения функциональных обязанностей каждого из них.
Администрация детского сада, состав воспитателей, специалистов и младшие
воспитатели при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для
обучения и развития каждого ребёнка – инвалида.

3. Критерии определения детей- инвалидов, нуждающихся в сопровождении в
образовательных учреждениях во время учебного процесса.
К детям-инвалидам, нуждающимся в сопровождении во время учебного процесса
относятся следующие категории детей:
1. Дети с дефицитарностью зрительного анализатора (слабовидящие, частично или
парциально слепые) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной
нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы
(F 80 - 83) и без расстройства поведения.
Острота зрения на лучший видящий глаз с коррекцией должна быть 0,3 и менее.
Кроме снижения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь отклонения в состоянии
других зрительных функций:
цвето и светоощущений
перифирического и бинокулярного зрения H 52.0 - гиперметропия (дальнозоркость)
H 52.1 - миопия (близорукость)
H 52.2 – астигматизм
2. Дети с дефицитарностью слухового анализатора с III (средне-тяжелой) степенью
тугоухости по аудиограмме с интеллектуально-мнестической сферой в пределах
возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития
негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения.
Кроме средне-тяжелой степени тугоухости по аудиограмме дети могут иметь и другие
болезни уха (H 91-95).
3. Дети с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата (по типу детского
церебрального паралича при негрубой степени выраженности нарушений движений и
самостоятельном передвижении ребенка и при выраженной степени двигательных
нарушений и несамостоятельности передвижения ребенка: пользующихся инвалидной
коляской, костылями, тростью) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах
возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) негрубой
формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения. Q 80-83 – ДЦП (детский церебральный
паралич).
4. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) F 84.12 (атипичный аутизм без
умственной отсталости) и без расстройства поведения.
4. Организация процесса сопровождения детей-инвалидов в
детском саду во время учебного процесса
4.1. Услуги ассистента (помощника) предоставляются детям-инвалидам, являющимися

воспитанниками детского сада.
Решение об оказании услуг сопровождения принимает заведующий детского сада на
основании следующих документов:
1) заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида;
2) заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности;
3) индивидуальная
программа
реабилитации
ребенка-инвалида,
выдаваемая
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПР);
4) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об
организации сопровождения ребёнка-инвалида во время учебного процесса.
Содержание, объём, сроки, количество предоставляемых услуг технического
сопровождения определяется на основании представленных родителями (законными

представителями) вышеназванных документов, а также индивидуальным
образовательным маршрутом ребенка-инвалида.
Детский сад, по согласованию с родителями, может самостоятельно определить
потребность ребёнка со сложными ограничениями здоровья в организации
сопровождения, но в этом случае необходимо дать обоснованные рекомендации для
дополнения ИПР и соответствующего заключения ПМПК.
Ассистентом может стать человек без специального образования, являющийся
сотрудником детского сада, но имеющий опыт в общении с инвалидами;
педагогический работник, работавший с детьми - инвалидами; медицинский работник
или родственник, родитель (законный представитель) и др.
В круг обязанностей ассистента (помощника) входит сопровождение ребёнка инвалида с целью оказания технической и физической поддержки, помощи в
перемещении внутри здания детского сада, группы, в образовательном пространстве в
целом; в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического
комфорта;
приватной помощи по уходу (например, помочь с личной гигиеной,
питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду); поговорить с воспитателем,
общаться со сверстниками и другими людьми в детском саду.
5. Основное содержание деятельности ассистента (помощника)
при организации сопровождения детей-инвалидов в детском
саду во время учебного процесса
В вопросах организации деятельности ассистента можно выделить три этапа:
1. предварительный этап (этап вхождения в должность), который включает в себя:
- изучение личного дела ребёнка;
- знакомство с результатами диагностики, проведённой специалистами, с
медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом;
- встречи со специалистами и представителями ПМПк для получения рекомендаций;
- знакомство с родителями;
- изучение особенностей характера, поведения, интересов, сильных и слабых сторон
личности своего будущего подопечного.
На этом этапе определяется персональный маршрут сопровождения и решаются
организационные моменты (встреча в здании; помощь при переодевании и
переобувании; выбор места в группе, где будет сидеть, спать ребёнок, в соответствии
с потребностями и особенностями ребёнка (маркировка, высота, дополнительное
оборудование и т.п.), выбор места, где будет находиться сам сопровождающий, если
в этом есть необходимость).
2. Адаптационный этап включает в себя постепенное установление
межличностного контакта с ребёнком – инвалидом. Лучше познакомиться заранее, в
привычной для него обстановке и только после этого встречаться в детском саду. В
детском саду познакомить ребенка-инвалида с помещениями учреждения (группы,
спортивный зал, актовый зал, служебные помещения, и т. д.), спальным местом. Сроки
адаптации детей - инвалидов в детском саду индивидуальны.
3. Основной этап (этап сопровождения) включает в себя:
- повседневную, последовательную работу по сопровождению ребёнка - инвалида в
образовательном процессе, общественной, социальной жизни детского сада;
- организацию рабочего пространства;
- постоянное наблюдение и общение, информирование родителей о процессе
социализации ребенка в детском саду;
- помощь ребёнку при включении его в среду сверстников, в жизнь группы, детского
сада, отслеживание и регулирование эмоционально - волевой сферы

(реагирование, контакты, контекст общения детей, соответствующее участие для
разрешения конфликтных ситуаций, демонстрация поддержки, поощрения,
воодушевления, тактичного порицания);
- физическое сопровождение (при необходимости помочь сходить в туалет; вымыть
руки; оказать помощь в перемещении, при установке необходимой специальной
аппаратуры и т.п.).
6. Обязанности ассистента (помощника) по организации
сопровождения детей-инвалидов
Ассистент (помощник) по организации сопровождения детей-инвалидов в детском
саду во время учебного процесса имеет следующие обязанности:
- организует процесс персонального сопровождения ребенка в детском саду с учетом его
физического состояния;
- оказывает помощь и физическую поддержку воспитаннику, при перемещении в
пространстве группы, в здании детского сада;
- создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (контролирует
организацию рабочего пространства воспитанника, соблюдение особого режима,
временной организации образовательной среды в соответствии с реальными
возможностями ребенка);
- составляет персональный маршрут сопровождения ребенка - инвалида в
образовательном учреждении;
- контролирует состояние ребенка – эмоциональное и физическое в соответствии с
рекомендациями
индивидуальной
программы
реабилитации,
заключением
центральной
(территориальной)
психолого-медико-педагогической
комиссии,
специалистов ПМПк образовательного учреждения, специалистов здравоохранения;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в
организации и проведении консультативной помощи родителям (законным
представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенкаинвалида в учебном процессе;
- контролирует и оценивает эффективность созданных условий и степень их
комфортности для ребенка-инвалида в детском саду;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Ассистенту (помощнику) по организации сопровождения детей-инвалидов в детском
саду во время учебного процесса необходимо знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,
Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о правах инвалидов, законы и иные
нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и
основные гарантии, и поддержку инвалидов;
- основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной
медицинской помощи, теорию и методику воспитательной работы, методы убеждения,
аргументацию своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного
возраста, их родителями (законными представителями), правила охраны жизни и
здоровья воспитанников, ухода за детьми;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка детского сада, правила по охране труда и
пожарной безопасности.

Приложение 1
Соглашение об организации процесса сопровождения детей-инвалидов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 548,
именуемое в дальнейшем
«Учреждение», в лице заведующего детским садом
,
действующего
на
основании
Устава,
с
одной
стороны
и
,
именуемый (ая) в дальнейшем «Родитель (законный представитель)», а при совместном
упоминании – «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1.

Учреждение

обязуется
организовать
процесс
сопровождения
, ребенка-инвалида (далее – воспитанника) во время

образовательного процесса.
2. Организация процесса сопровождения воспитанника во время образовательного
процесса осуществляется за счет средств областного бюджета.
3. Организация процесса сопровождения воспитанника во время образовательного
процесса осуществляется при наличии:
1) заявления родителей (законных представителей) воспитанника об организации
сопровождения;
2) заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении
инвалидности;
3) индивидуальной программы реабилитации воспитанника, выдаваемой
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее ИПР);
4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об
организации сопровождения воспитанника во время образовательного процесса.
4. Заведующий детским садом обязан:
- закрепить за воспитанником ассистента (помощника), осуществляющего его
сопровождение в детском саду во время образовательного процесса;
- довести до сведения родителя (законного представителя) порядок и сроки
оказания услуг ассистентом (помощником), осуществляющего сопровождение
воспитанника во время образовательного процесса;
- довести до сведения родителя (законного представителя) фамилию, имя, отчество,
должность лица, ответственного за организацию сопровождения, а также фамилию, имя,
отчество ассистента (помощника);
- довести до сведения родителя (законного представителя) информацию об органах
и организациях, их должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор за
соблюдением, обеспечением и защитой прав детей-инвалидов;
- в пятидневный срок рассмотреть жалобу родителя (законного представителя) по
вопросам действий (бездействий) ассистента (помощника), нарушающих права и свободы
воспитанника.
5.
Заведующий
осуществляет
права,
предусмотренные
действующим
законодательством Российской Федерации.
6. Родитель (законный представитель) воспитанника обязан:
- обеспечить своевременное прибытие воспитанника, а также своевременно
встречать воспитанника;
- взаимодействовать с ассистентом (помощником) с целью улучшения социальной
адаптации и динамики развития воспитанника;

- сообщать заведующему детским садом обо всех действиях (бездействиях)
ассистента (помощника), нарушающего права и свободы воспитанника.
7. Родитель (законный представитель) вправе:
- предлагать заведующему детским садом кандидатуры лиц, способных выполнять
функции ассистента (помощника) по организации сопровождения воспитанника во время
образовательного процесса, а также оказывать услуги ассистента (помощника) лично на
основании заключенного с детским садом договора;
- осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством
Российской Федерации.
8. В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) принятых на себя
обязательств, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
9. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
10. Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и
действует до « »
г.
Реквизиты и подписи Сторон
Родитель (законный представитель):

(фамилия, имя, отчество – полностью)

Паспортные данные: серия
номер
кем и когда выдан
Адрес проживания

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 548 (сокращённое
название МБДОУ -детский сад № 548)
Адрес: 620010, г. Екатеринбург,
ул. Инженерная,67а
Телефон: 258-36-74, 258-37-23
ИНН: 6664076495
КПП: 667901001
БИК: 016577551
ОГРН: 1026605768793
ОКВДЭ 85.11

Контактный телефон:
Родитель (законный представитель):
подпись

расшифровка подписи

Заведующий детским садом № 548
Царёва Т.Ю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».