Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548 ИНН 6664076495/КПП 667901001 ул. Инженерная, д.67-А, Екатеринбург, Свердловская область, 620010 тел. (343)258-36-74, 258-37-23 e-mail: mdou548@eduekb.ru СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МБДОУ – детского сада №548 от 29.08.2024 Приказом заведующего МБДОУ – детского сада № 548 Т.Ю. Царевой № 110 от 30.08.2024 Царёва Татьяна Юрьевна Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующая, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 548, СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru, G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва, CN=Царёва Татьяна Юрьевна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2024.09.17 15:04:04+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов МБДОУ – детского сада №548 1 1. Общие положения 1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с особыми нуждами, в некоторых случаях - дети с инвалидностью) требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционнометодических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать образовательную программу дошкольного образования в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от тьютора к максимальной самостоятельности ребенка в жизни. При этом тьютор может оставаться рядом, но его функционал будет максимально приближен к функционалу тьютора, сопровождающего обычных детей. 1.2 Положение о тьюторе (далее – Положение) регулирует организацию тьюторской деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду – №548 (далее – ДОУ) и является обязательным к исполнению. 1.3 Настоящее Положение о тьюторе разработано в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406), Уставом МБДОУ – детского сада №548 и иными локальными нормативными актами. 1.4 Тьютор - это педагог, обеспечивающий сопровождение различных форм коррекционно-развивающей и образовательной деятельности детей, а именно: участие в разработке и сопровождении проектов, сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, индивидуальных маршрутов развития, организации процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение процесса формирования их личности и жизненно важных компетенций. 1.5 Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и 2 групповое сопровождение обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных карт развития и коррекционных целей. 2. Цель и задачи тьюторского сопровождения в ДОУ 2.1. Цель работы тьютора заключается в создании условий для успешного включения ребенка с особыми возможностями развития (далее – ОВЗ) и (или) инвалидностью в среду дошкольного образовательного учреждения, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах индивидуализации и индивидуального подхода. 2.2. Достижение этой цели - создания условий успешности включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения - возможно при решении следующих групп задач: - создание условий для успешного обучения ребенка; - создание условий для успешной социализации ребенка; - помощь в организации разных видов деятельности обучающихся и её стимулирование; помощь в проблемных ситуациях при прохождении обучающимися индивидуальных маршрутов развития и при формировании у них жизненно важных умений и навыков - помощь родителям в проблемных ситуациях; - формирование адекватной самооценки обучающихся и их родителей по вопросам формирования и реализации образовательных и социальных навыков; - максимальное раскрытие потенциала личности ребенка. 3. Содержание деятельности тьютора 3.1. В ДОУ тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью: - совместно с заместителем заведующего (старшим воспитателем) и воспитателем, при участии родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении индивидуального маршрута развития (далее по тексту – ИОМ) и адаптированной образовательной программе и его регулярной корректировки для ребенка (детей); - создает развивающую среду в рамках коллектива группы; 3 - обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОМ, включающего развивающие занятия по подготовке к школе; взаимодействует с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения, учителем-логопедом и другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем; - осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с ОВЗ и (или) инвалидностью в группе; адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательныой программой реабилитации инвалида (далее – ИПР). - по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание); - осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь; - ведет дневник наблюдений; - при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным. 4. Средства, формы и методы работы тьютора 4.1. Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами: • организация и адаптация жизненного пространства: игрового места; места отдыха и других мест, где бывает ребенок; • выявление тьютором и воспитателем зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий. 4.2. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения: • проектной технологии; • информационных технологий; • технологии консультирования. 4.3. Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения. 5. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации 4 5.1. Результатами работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении являются: • адаптация ребенка к среде дошкольного образовательного учреждения, изменение поведения ребенка; • развитие коммуникативных способностей ребенка; • динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. 5.2. Фиксация результатов работы тьютора отражается: • в дневнике наблюдений тьютора. 6. Организация тьюторской деятельности 6.1. Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям: - тьютор закрепляется за группой детей; - тьютор закрепляется за одним ребенком. 6.2. Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения образования и другими необходимыми документами. 7. Документация тьютора Документация тьютора включает в себя: 1. Положение о тьюторском сопровождении в ДОУ 2. Должностная инструкция 3. График работы 4. Циклограмма деятельности 5. Адаптированная образовательная программа. 6. Индивидуальный образовательный маршрут. 7. Дневник наблюдений. 8. Документы по работе с родителями (анкетирование, обратная связь, журнал консультаций с родителями) 9. Тетрадь взаимодействия с воспитателями и специалистами ДОУ. Формы документации 1,5,6 разрабатываются и утверждаются педагогическим Советом ДОУ. 5