Использование дорожек и лабиринтов в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

04.12.2025

Использование дорожек и лабиринтов в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) — это яркий пример игрового, полифункционального подхода, который соответствует возможностям и потребностям таких детей.

Главная цель:

Развитие и коррекция речевой и неречевых функций в едином игровом контексте через движение и зрительно-пространственную деятельность, что способствует созданию базы для успешной коммуникации и обучения.

 Задачи, решаемые с помощью дорожек и лабиринтов:

I. Собственно логопедические (речевые) задачи:

1. Автоматизация и дифференциация звуков:
   · Ребенок ведет пальчиком или игрушкой по лабиринту, повторяя слоги, слова, чистоговорки на заданный звук на каждом повороте.
2. Развитие фонематических процессов:
   · "Пройди по дорожке, где предметы начинаются на звук [С]".
   · "Собери в лабиринте только те картинки, в названии которых есть звук [Ш]".
3. Активизация и расширение словаря:
   · Лабиринты по лексическим темам ("Домашние животные", "Транспорт"). Ребенок называет все предметы, которые встречает на пути.
4. Развитие грамматического строя речи:
   · Упражнения на словоизменение и словообразование: "Дойди до домика, называя каждый предмет ласково (стол — столик)", "Скажи, кого ты встретил (одна кошка — две кошки)".
5. Развитие связной речи:
    Составление предложений или короткого рассказа по пути следования ("Куда пошел зайчик? Кого он встретил? Что произошло?").

II. Задачи развития базовых предпосылок речи (неречевые функции):

Это ключевое направление для детей с ОВЗ, так как речь формируется на основе других развитых систем.

1. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков:
   · Проведение линии внутри дорожки, не отрывая карандаша и не задевая края — прямая подготовка руки к письму.
2. Развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентации:
   · Понимание понятий: вверх-вниз, направо-налево, начало-конец, над-под.
   · Тренировка зрительного прослеживания, что важно для навыка чтения.
3. Развитие внимания, памяти, мыслительных операций:
   · Внимание: удержание инструкции, сосредоточенность на маршруте.
   · Память: запоминание правильного пути, последовательности поворотов.
   · Мышление: планирование маршрута, решение простой пространственной задачи ("Как пройти к выходу?"), анализ и синтез.
4. Развитие произвольной регуляции деятельности (самоконтроля):
    Ребенок учится действовать по правилу (не выходить за границы), доводить начатое дело до конца (доходить до финиша), контролировать свои импульсы.
5. Развитие общей моторики и координации движений:
    При использовании больших напольных лабиринтов (из ковролина, лент, нарисованных мелом) — включение тела в действие, что особенно важно для детей с ДЦП, ЗПР, РАС.Хочу такой сайт

III. Коррекционно-развивающие задачи, специфичные для разных нозологий ОВЗ:

· Для детей с РАС (расстройством аутистического спектра): Структурирование деятельности, наглядное представление задачи, снижение тревожности за счет четких границ и предсказуемого результата. Мотивация к коммуникации ("помоги герою найти выход").
· Для детей с ЗПР (задержкой психического развития): Повышение познавательной активности, наглядная опора для выполнения речевых заданий, развитие слабых функций контроля.
· Для детей с нарушениями зрения: Тактильное исследование рельефных дорожек, развитие осязания, уточнение пространственных представлений.
· Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Адаптация заданий под двигательные возможности (использование указателя на палочке для детей с ДЦП, работа на вертикальной поверхности).

Преимущества метода:

1. Мотивация и эмоциональный компонент: Игровая форма снижает сопротивление, напряжение и делает занятие увлекательным.
2. Полифункциональность: Одно простое упражнение решает множество задач одновременно.
3. Наглядность и структурированность: Четкие границы и конкретная цель понятны ребенку.
4. Адаптивность: Сложность лабиринта, ширина дорожки, характер заданий легко меняются в зависимости от возможностей ребенка (индивидуальный и дифференцированный подход).
5. Создание ситуации успеха: Правильно подобранный лабиринт позволяет ребенку самостоятельно справиться с задачей, что повышает его самооценку.

Таким образом, дорожки и лабиринты — это не просто "рисование линий", а мощный инструмент системного воздействия, который помогает логопеду работать не только с симптомами (речевыми нарушениями), но и с их глубинными причинами у дошкольников с ОВЗ.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.12.2025

Дата обновления: 04.12.2025

Дата публикации: 04.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».