Использование дорожек и лабиринтов в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
04.12.2025
Использование
дорожек и лабиринтов в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) — это яркий пример игрового,
полифункционального подхода, который соответствует возможностям и потребностям
таких детей.
Главная
цель:
Развитие
и коррекция речевой и неречевых функций в едином игровом контексте через
движение и зрительно-пространственную деятельность, что способствует созданию
базы для успешной коммуникации и обучения.
Задачи, решаемые с помощью дорожек и
лабиринтов:
I.
Собственно логопедические (речевые) задачи:
1.
Автоматизация и дифференциация звуков:
·
Ребенок ведет пальчиком или игрушкой по лабиринту, повторяя слоги, слова, чистоговорки
на заданный звук на каждом повороте.
2. Развитие фонематических процессов:
·
"Пройди по дорожке, где предметы начинаются на звук [С]".
·
"Собери в лабиринте только те картинки, в названии которых есть звук
[Ш]".
3. Активизация и расширение словаря:
·
Лабиринты по лексическим темам ("Домашние животные",
"Транспорт"). Ребенок называет все предметы, которые встречает на
пути.
4. Развитие грамматического строя речи:
·
Упражнения на словоизменение и словообразование: "Дойди до домика, называя
каждый предмет ласково (стол — столик)", "Скажи, кого ты встретил
(одна кошка — две кошки)".
5. Развитие связной речи:
Составление предложений или короткого
рассказа по пути следования ("Куда пошел зайчик? Кого он встретил? Что
произошло?").
II.
Задачи развития базовых предпосылок речи (неречевые функции):
Это
ключевое направление для детей с ОВЗ, так как речь формируется на основе других
развитых систем.
1.
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков:
·
Проведение линии внутри дорожки, не отрывая карандаша и не задевая края —
прямая подготовка руки к письму.
2. Развитие зрительно-пространственного восприятия и ориентации:
·
Понимание понятий: вверх-вниз, направо-налево, начало-конец, над-под.
·
Тренировка зрительного прослеживания, что важно для навыка чтения.
3. Развитие внимания, памяти, мыслительных операций:
·
Внимание: удержание инструкции, сосредоточенность на маршруте.
·
Память: запоминание правильного пути, последовательности поворотов.
·
Мышление: планирование маршрута, решение простой пространственной задачи
("Как пройти к выходу?"), анализ и синтез.
4. Развитие произвольной регуляции деятельности (самоконтроля):
Ребенок учится действовать по правилу (не
выходить за границы), доводить начатое дело до конца (доходить до финиша),
контролировать свои импульсы.
5. Развитие общей моторики и координации движений:
При использовании
больших напольных лабиринтов (из ковролина, лент, нарисованных мелом) —
включение тела в действие, что особенно важно для детей с ДЦП, ЗПР, РАС.
III.
Коррекционно-развивающие задачи, специфичные для разных нозологий ОВЗ:
·
Для детей с РАС (расстройством аутистического спектра): Структурирование
деятельности, наглядное представление задачи, снижение тревожности за счет
четких границ и предсказуемого результата. Мотивация к коммуникации
("помоги герою найти выход").
· Для детей с ЗПР (задержкой психического развития): Повышение познавательной
активности, наглядная опора для выполнения речевых заданий, развитие слабых
функций контроля.
· Для детей с нарушениями зрения: Тактильное исследование рельефных дорожек,
развитие осязания, уточнение пространственных представлений.
· Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Адаптация заданий под
двигательные возможности (использование указателя на палочке для детей с ДЦП,
работа на вертикальной поверхности).
Преимущества
метода:
1.
Мотивация и эмоциональный компонент: Игровая форма снижает сопротивление,
напряжение и делает занятие увлекательным.
2. Полифункциональность: Одно простое упражнение решает множество задач
одновременно.
3. Наглядность и структурированность: Четкие границы и конкретная цель понятны
ребенку.
4. Адаптивность: Сложность лабиринта, ширина дорожки, характер заданий легко
меняются в зависимости от возможностей ребенка (индивидуальный и
дифференцированный подход).
5. Создание ситуации успеха: Правильно подобранный лабиринт позволяет ребенку
самостоятельно справиться с задачей, что повышает его самооценку.
Таким образом, дорожки и лабиринты — это не просто "рисование линий", а мощный инструмент системного воздействия, который помогает логопеду работать не только с симптомами (речевыми нарушениями), но и с их глубинными причинами у дошкольников с ОВЗ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2025
Дата обновления: 04.12.2025
Дата публикации: 04.12.2025