Комплекс занятий учителя-дефектолога с дошкольниками по теме «Части тела» - группа № 1
26.11.2025
Целевая группа: Дошкольники с ЗПР, ТНР, РАС, интеллектуальными нарушениями и другими особенностями в развитии.
Общая цель комплекса: Формирование и активизация представлений о строении собственного тела, расширение пассивного и активного словаря, развитие высших психических функций.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· Учить соотносить часть и целое.
· Закреплять в активном словаре существительные: голова, туловище, рука, ладонь, палец, нога, стопа, колено, плечо, локоть и др.
· Вводить и закреплять понятия «правая» / «левая» (для старших дошкольников).
· Активизировать пассивный и активный словарь по теме.
· Учить понимать инструкции, содержащие названия частей тела.
· Учить соотносить картинку с собственным телом.
· Познакомить с пятью основными органами чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).
· Учить устанавливать смысловые связи между органом чувств и его функцией (Что мы делаем глазами? – Смотрим).
· Коррекционно-развивающие:
· Развивать зрительно-пространственное восприятие и конструктивный праксис (умение собрать фигуру из частей).
· Развивать мелкую моторику и координацию движений (прикрепление деталей на липучках).
· Развивать логическое мышление (установление причинно-следственных связей).
· Совершенствовать зрительно-моторную координацию (проведение точных линий).
· Тренировать графомоторные навыки.
· Развивать внимание, память, мышление (сравнение, анализ).
· Развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции.
· Развивать пространственную ориентацию (на своем теле).
· Коррекционно-воспитательные:
· Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
· Формировать положительную мотивацию к занятиям.
1. Дидактическая игра на липучках «Части тела»
Цель: Сформировать зрительный образ целостной человеческой фигуры и закрепить названия основных частей тела.
Содержание игры:
Перед ребенком находится основа(например, контур человека) и отдельные части тела (голова, туловище, руки, ноги), на которые с обратной стороны прикреплены липучки. Ребенку предлагается «собрать» человечка.
Варианты заданий:
· «Собери человека» (по образцу или по памяти).
· «Найди и прикрепи...» (дефектолог называет часть тела, ребенок находит и прикрепляет ее).
· «Чего не хватает?» (дефектолог собирает фигуру с пропущенной частью, ребенок должен определить и докрипить недостающий элемент).
· «Правая и левая» (акцент на том, чтобы ребенок правильно расположил правую и левую руку/ногу).
2. Дидактическая игра «Органы чувств» (соединение линией)
Цель: Сформировать представление об органах чувств и их функциях.
Содержание игры:
Ребенку предлагается карточка,где в одном столбце изображены органы чувств, а в другом – предметы или действия (например: ухо – колокольчик, глаз – книга, нос – цветок, язык – конфета, рука – колючий ежик).
Задание: Соединить линией картинку органа чувств с той картинкой, которая к нему подходит.
3. Игра «Покажи на себе часть тела, которую тебе покажу или скажу»
Цель: Закрепить знания о частях тела на уровне телесного опыта и развить понимание обращенной речи.
Содержание игры:
Дефектолог дает ребенку вербальную или невербальную инструкцию,а ребенок выполняет действие, показывая на себе.
Варианты заданий:
· «Покажи, что назову» (дефектолог говорит: «Покажи свой нос», ребенок показывает).
· «Покажи, что видишь» (дефектолог молча показывает на своей руке на локоть, ребенок должен найти и показать свой локоть).
· Усложнение для старших групп:
· «Покажи правую бровь, левую пятку» (ориентация на плоскости «право-лево»).
· «Покажи, чем ты кушаешь?» (ребенок должен показать рот, язык, зубы – развитие обобщающих понятий).
· «Покажи, что у тебя одно?» (голова, нос, рот), «Что у тебя два?» (глаза, уши, руки, ноги).
Итоговый ожидаемый результат:
После цикла занятий с использованием данных игр дошкольник будет:
· Знать и показывать на себе и на картинке основные части тела.
· Различать и называть 5 органов чувств и их основные функции.
· Понимать и выполнять инструкции, связанные с частями тела.
· Активно использовать изученную лексику в речи.
· Демонстрировать развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти и мышления.
Данный комплекс игр позволяет работать с темой многогранно, задействуя различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный) и виды деятельности, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. ВИДЕО
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2025
Дата обновления: 26.11.2025
Дата публикации: 26.11.2025