Комплекс занятий учителя-дефектолога с дошкольниками по теме «Части тела» - группа № 1

26.11.2025

Целевая группа: Дошкольники с ЗПР, ТНР, РАС, интеллектуальными нарушениями и другими особенностями в развитии.

Общая цель комплекса: Формирование и активизация представлений о строении собственного тела, расширение пассивного и активного словаря, развитие высших психических функций.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    · Учить соотносить часть и целое.

    · Закреплять в активном словаре существительные: голова, туловище, рука, ладонь, палец, нога, стопа, колено, плечо, локоть и др.

    · Вводить и закреплять понятия «правая» / «левая» (для старших дошкольников).

    · Активизировать пассивный и активный словарь по теме.

    · Учить понимать инструкции, содержащие названия частей тела.

    · Учить соотносить картинку с собственным телом.

    · Познакомить с пятью основными органами чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).

    · Учить устанавливать смысловые связи между органом чувств и его функцией (Что мы делаем глазами? – Смотрим).

    · Коррекционно-развивающие:

    · Развивать зрительно-пространственное восприятие и конструктивный праксис (умение собрать фигуру из частей).

    · Развивать мелкую моторику и координацию движений (прикрепление деталей на липучках).

    · Развивать логическое мышление (установление причинно-следственных связей).

    · Совершенствовать зрительно-моторную координацию (проведение точных линий).

    · Тренировать графомоторные навыки.

    · Развивать внимание, память, мышление (сравнение, анализ).

    · Развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции.

    · Развивать пространственную ориентацию (на своем теле).

    · Коррекционно-воспитательные:

    · Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    · Формировать положительную мотивацию к занятиям.

1. Дидактическая игра на липучках «Части тела»

Цель: Сформировать зрительный образ целостной человеческой фигуры и закрепить названия основных частей тела.

Содержание игры:

  Перед ребенком находится основа(например, контур человека) и отдельные части тела (голова, туловище, руки, ноги), на которые с обратной стороны прикреплены липучки. Ребенку предлагается «собрать» человечка.

  Варианты заданий:

· «Собери человека» (по образцу или по памяти).

  · «Найди и прикрепи...» (дефектолог называет часть тела, ребенок находит и прикрепляет ее).Хочу такой сайт

  · «Чего не хватает?» (дефектолог собирает фигуру с пропущенной частью, ребенок должен определить и докрипить недостающий элемент).

  · «Правая и левая» (акцент на том, чтобы ребенок правильно расположил правую и левую руку/ногу).

2. Дидактическая игра «Органы чувств» (соединение линией)

Цель: Сформировать представление об органах чувств и их функциях.

Содержание игры:

  Ребенку предлагается карточка,где в одном столбце изображены органы чувств, а в другом – предметы или действия (например: ухо – колокольчик, глаз – книга, нос – цветок, язык – конфета, рука – колючий ежик).

  Задание: Соединить линией картинку органа чувств с той картинкой, которая к нему подходит.

3. Игра «Покажи на себе часть тела, которую тебе покажу или скажу»

Цель: Закрепить знания о частях тела на уровне телесного опыта и развить понимание обращенной речи.

Содержание игры:

  Дефектолог дает ребенку вербальную или невербальную инструкцию,а ребенок выполняет действие, показывая на себе.

  Варианты заданий:

· «Покажи, что назову» (дефектолог говорит: «Покажи свой нос», ребенок показывает).

  · «Покажи, что видишь» (дефектолог молча показывает на своей руке на локоть, ребенок должен найти и показать свой локоть).

  · Усложнение для старших групп:

    · «Покажи правую бровь, левую пятку» (ориентация на плоскости «право-лево»).

    · «Покажи, чем ты кушаешь?» (ребенок должен показать рот, язык, зубы – развитие обобщающих понятий).

    · «Покажи, что у тебя одно?» (голова, нос, рот), «Что у тебя два?» (глаза, уши, руки, ноги).

Итоговый ожидаемый результат:

После цикла занятий с использованием данных игр дошкольник будет:

· Знать и показывать на себе и на картинке основные части тела.

  · Различать и называть 5 органов чувств и их основные функции.

  · Понимать и выполнять инструкции, связанные с частями тела.

  · Активно использовать изученную лексику в речи.

  · Демонстрировать развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти и мышления.

Данный комплекс игр позволяет работать с темой многогранно, задействуя различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный) и виды деятельности, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.  ВИДЕО

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2025

Дата обновления: 26.11.2025

Дата публикации: 26.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».