Дидактическая игра для дошкольников 5-7 лет «Отсортируй мусор по контейнерам»
24.11.2025
Дидактическая игра «Отсортируй мусор по контейнерам» —
это прекрасный способ в увлекательной форме заложить основы экологической
культуры у дошкольников.
Возрастная группа: 4-7 лет (средняя, старшая,
подготовительная группы ДОУ)
Пояснительная записка:
В современном мире проблема загрязнения окружающей
среды стоит особенно остро. Одним из простых и эффективных способов ее решения
является сортировка и переработка отходов. Данная игра знакомит детей с
базовыми принципами раздельного сбора мусора, учит различать виды материалов и
формирует привычку заботиться о природе. Игра способствует развитию логического
мышления, внимания и мелкой моторики.
Цель игры:
·
Формирование у дошкольников начальных экологических знаний и навыков
раздельного сбора отходов.
Задачи игры:
Образовательные:
·
Познакомить детей с понятиями "раздельный сбор мусора",
"переработка", "вторичное использование".
·
Учить различать и классифицировать предметы по материалу (металл, пластик,
стекло, бумага, органика).
·
Закреплять знания о цветовых маркерах контейнеров для разных видов отходов.
·
Обогащать активный словарь (контейнер, батарейки, переработка, сырье, органика,
компост).
Развивающие:
·
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, зрительное восприятие и
внимание.
·
Развивать мелкую моторику рук при работе с карточками.
·
Развивать умение действовать по правилам и самостоятельно принимать решение.
Воспитательные:
·
Воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам.
·
Формировать активную жизненную позицию в защиту окружающей среды.
·
Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение работать в команде.
Оборудование и материалы для игры:
1. Макеты контейнеров для сортировки (5
штук).
·
Можно использовать:
·
Распечатанные и заламинированные изображения контейнеров.
·
Цветовая маркировка и надписи:
·
Синий – «Стекло»
·
Желтый – «Бумага» / «Макулатура»
·
Зеленый – «Пищевые отходы» / «Органика»
· Серый / Черный – «Металл»
·
Красный / Оранжевый – «Пластик»
2.
Набор карточек с изображением различных отходов.
·
Картинки должны быть яркими, понятными и реалистичными.
·
Примеры изображений:
·
Бумага: газета, тетрадь, картонная коробка, журнал, бумажный пакет.
·
Пластик: пластиковая бутылка, стаканчик от йогурта, крышка, игрушка, контейнер.
·
Стекло: стеклянная бутылка, банка, флакон от духов (безопасно!), стакан.
·
Металл: алюминиевая банка, консервная банка, металлическая крышка.
·
Органика: яблочное огрызко, банановая кожура, скорлупа от яиц, хлебные корки,
косточка.
Вариант 1: Индивидуальная
игра «Найди свой домик»
Перед
или во время игры важно провести с детьми краткую беседу:
·
Зачем это нужно? «Если мы будем выбрасывать весь мусор в одну кучу, наша планета
превратится в большую свалку. А если сортировать мусор, то его можно
переработать и сделать из него новые полезные вещи! Например, из старых газет
делают новую бумагу, а из пластиковых бутылок — флисовые кофты».
· Что такое органика? «Это остатки еды: кожура
от фруктов, огрызки. Их нельзя переработать в новые вещи, но они могут
превратиться в удобрение — компост, которое поможет расти новым растениям».
·
Про опасные отходы: «Батарейки и лампочки нельзя выбрасывать ни в один из этих
контейнеров! Они ядовиты для почвы и воды. Их нужно относить в специальные
пункты приема, которые есть в магазинах».
·
Важно! Объясните детям, что перед тем, как выбросить пластиковую бутылку или
банку, ее нужно сполоснуть и смять, чтобы она занимала меньше места.
Ход:
1.
Педагог раскладывает перед ребенком 5 контейнеров и перемешанную колоду
карточек.
2.
Ребенок по очереди берет карточку, называет, что на ней изображено и из какого
материала сделан этот предмет.
3.
Затем он определяет, в какой контейнер нужно выбросить этот мусор, и кладет
карточку в соответствующий контейнер.
4.
Воспитатель выступает в роли консультанта, при необходимости задавая наводящие
вопросы: «Как ты думаешь, из чего сделана газета? А в какой контейнер мы ее
положим?».
Вариант 2: Игра-обсуждение «Ошибка»
Ход:
1.
Педагог заранее «сортирует» карточки, намеренно допуская 5-7 ошибок (например,
кладет стеклянную банку в контейнер с бумагой).
2.
Детям предлагается проверить, все ли отходы лежат в своих контейнерах, и
исправить ошибки.
3.
Этот вариант отлично подходит для закрепления материала и проверки знаний.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2025
Дата обновления: 24.11.2025
Дата публикации: 24.11.2025