"Пальчиковый театр"

20.11.2025

Пальчиковый театр с прорезями — это замечательный инструмент для развития речи, так как он сочетает в себе движение, игру и коммуникацию.

  Цель: Развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность с пальчиковым театром.

 Задачи:

1. Стимулирование речевой активности и коммуникативной инициативы.
2. Развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с речевыми центрами мозга.
3. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам (например, «Домашние животные», «Дикие животные», «Лес» и т.д.).
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5. Развитие творческого воображения и навыков драматизации.

 В процессе игр и взаимодействия  осуществляется работа развитию звуковой культуры речи (фонетика):

· Автоматизация поставленных звуков: Отрабатывать правильное произношение звуков в речи с помощью персонажей (например, медведь рычит [р], змея шипит [ш], комар звенит [з]).
· Развитие фонематического слуха: Учить детей различать на слух звуки, слоги, слова (например, игра «Чей голос?» — угадать персонажа по звукоподражанию).
· Работа над интонационной выразительностью: Учить передавать эмоции и характер персонажа через голос (говорить грубо, как медведь; тонко, как мышка; испуганно, как зайчик).
· Развитие темпо-ритмической организации речи: Учить говорить в разном темпе (быстро, как белочка; медленно, как черепаха).

 Работа по развитию лексического запаса (Словарь):

· Активизация словаря: Обогащать речь детей существительными (названия животных, их частей тела, жилищ), глаголами (как двигаются, что делают), прилагательными (какие они: хитрый, трусливый, косолапый, колючий).
· Введение в речь обобщающих понятий: «домашние животные», «дикие животные», «хищники», «травоядные».
· Развитие антонимии и синонимии: Учить подбирать противоположные по смыслу слова (большой — маленький, сильный — слабый) и близкие по смыслу (бежит, мчится, несется).

 Работа по развитию грамматического строя речи:

· Словообразование:
  · Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (заяц — зайчик, заинька; лиса — лисичка).
  · Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами ( рыжая лиса, косолапый медведь; заяц прыгает, волк бежит).
  · Упражнять в использовании предлогов (зайчик за деревом, мышка в норке, птичка на ветке).
· Словоизменение: Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа (много волков, зайцев, лис).

 Работа по развитию связной речи:Хочу такой сайт

· Диалогическая речь:
  · Формировать умение вести диалог от имени своего персонажа: задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать тему разговора.
  · Обучать элементам речевого этикета (приветствие, прощание, просьба).
· Монологическая речь:
  · Учить составлять описательные рассказы о своем персонаже (например, «Это лиса. Она рыжая, хитрая. Живет в норе. Любит есть рыбу и мышей»).
  · Стимулировать к составлению творческих рассказов и сказок с участием нескольких персонажей.
  · Развивать умение пересказывать короткие знакомые сказки («Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц»).

 Работа по развитию коммуникативных навыков:

· Поощрять инициативу ребенка в начале диалога или сюжета.
· Учить договариваться друг с другом, распределять роли, действовать по правилам в совместной игре.
· Развивать умение слушать партнера по игре и реагировать на его реплики.

Примеры игр и упражнений которые мы используем в работе с пальчиковым театром:

1. «Знакомство»: Каждый ребенок представляет своего персонажа: «Здравствуйте, я мишка, я люблю мед и громко рычать».
2. «Кто как голос подает?»: Дети хором или по очереди произносят звукоподражания своих животных.
3. «Найди домик»: Ребенок должен словесно описать, где живет его животное, используя предлоги. «Мой зайчик живет под кустом».
4. «Сказка на новый лад»: Дети вместе с педагогом разыгрывают известную сказку, но меняют ее концовку или вводят новых персонажей.
5. «Что лишнее?»: Педагог выставляет нескольких персонажей и просит найти лишнего, аргументируя свой выбор (например, волк, лиса, заяц, корова — корова лишняя, потому что она домашняя).

Таким образом, пальчиковый театр с прорезями является многофункциональным инструментом, который позволил  в увлекательной игровой форме решать широкий спектр речевых задач, что идеально подходит для детей старшего дошкольного возраста с различными нозологиями.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2025

Дата обновления: 20.11.2025

Дата публикации: 20.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».