"Пальчиковый театр"
20.11.2025
Пальчиковый театр с прорезями — это
замечательный инструмент для развития речи, так как он сочетает в себе
движение, игру и коммуникацию.
Цель: Развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы
у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность с пальчиковым
театром.
Задачи:
1. Стимулирование речевой активности и коммуникативной
инициативы.
2. Развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с речевыми центрами
мозга.
3. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам (например,
«Домашние животные», «Дикие животные», «Лес» и т.д.).
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи.
5. Развитие творческого воображения и навыков драматизации.
В процессе игр и взаимодействия
осуществляется работа развитию звуковой культуры речи (фонетика):
· Автоматизация поставленных звуков: Отрабатывать правильное
произношение звуков в речи с помощью персонажей (например, медведь рычит [р],
змея шипит [ш], комар звенит [з]).
· Развитие фонематического слуха: Учить детей различать на слух звуки, слоги,
слова (например, игра «Чей голос?» — угадать персонажа по звукоподражанию).
· Работа над интонационной выразительностью: Учить передавать эмоции и характер
персонажа через голос (говорить грубо, как медведь; тонко, как мышка;
испуганно, как зайчик).
· Развитие темпо-ритмической организации речи: Учить говорить в разном темпе
(быстро, как белочка; медленно, как черепаха).
Работа по развитию лексического запаса
(Словарь):
· Активизация словаря: Обогащать речь детей существительными
(названия животных, их частей тела, жилищ), глаголами (как двигаются, что
делают), прилагательными (какие они: хитрый, трусливый, косолапый, колючий).
· Введение в речь обобщающих понятий: «домашние животные», «дикие животные»,
«хищники», «травоядные».
· Развитие антонимии и синонимии: Учить подбирать противоположные по смыслу
слова (большой — маленький, сильный — слабый) и близкие по смыслу (бежит,
мчится, несется).
Работа по развитию грамматического строя речи:
· Словообразование:
· Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм
существительных (заяц — зайчик, заинька; лиса — лисичка).
· Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами
( рыжая лиса, косолапый медведь; заяц прыгает, волк бежит).
· Упражнять в использовании предлогов (зайчик за деревом, мышка в норке,
птичка на ветке).
· Словоизменение: Учить правильно употреблять существительные в родительном
падеже множественного числа (много волков, зайцев, лис).
Работа по развитию связной речи:
· Диалогическая речь:
· Формировать умение вести диалог от имени своего персонажа: задавать
вопросы, отвечать на них, поддерживать тему разговора.
· Обучать элементам речевого этикета (приветствие, прощание, просьба).
· Монологическая речь:
· Учить составлять описательные рассказы о своем персонаже (например,
«Это лиса. Она рыжая, хитрая. Живет в норе. Любит есть рыбу и мышей»).
· Стимулировать к составлению творческих рассказов и сказок с участием
нескольких персонажей.
· Развивать умение пересказывать короткие знакомые сказки («Теремок»,
«Колобок», «Лиса и заяц»).
Работа по развитию коммуникативных навыков:
· Поощрять инициативу ребенка в начале диалога или сюжета.
· Учить договариваться друг с другом, распределять роли, действовать по
правилам в совместной игре.
· Развивать умение слушать партнера по игре и реагировать на его реплики.
Примеры игр и упражнений которые мы используем в работе с
пальчиковым театром:
1. «Знакомство»: Каждый ребенок представляет своего персонажа:
«Здравствуйте, я мишка, я люблю мед и громко рычать».
2. «Кто как голос подает?»: Дети хором или по очереди произносят
звукоподражания своих животных.
3. «Найди домик»: Ребенок должен словесно описать, где живет его животное,
используя предлоги. «Мой зайчик живет под кустом».
4. «Сказка на новый лад»: Дети вместе с педагогом разыгрывают известную сказку,
но меняют ее концовку или вводят новых персонажей.
5. «Что лишнее?»: Педагог выставляет нескольких персонажей и просит найти
лишнего, аргументируя свой выбор (например, волк, лиса, заяц, корова — корова
лишняя, потому что она домашняя).
Таким образом, пальчиковый театр с прорезями является
многофункциональным инструментом, который позволил в увлекательной игровой форме решать широкий
спектр речевых задач, что идеально подходит для детей старшего дошкольного
возраста с различными нозологиями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2025
Дата обновления: 20.11.2025
Дата публикации: 20.11.2025