09.05.2024
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
· Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
· Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
· Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивать познавательный интерес к насекомым.
· Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
· Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: 02.05.2024г. – 25.05.2024 г.
Вид проекта: познавательно – творческий
Предполагаемый результат:
· Дети научатся различать насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.
· Проявят внимание к насекомым и заинтересуются их жизнью.
· Узнают о пользе или вреде, которую насекомые приносят растениям и людям.
· Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и оперировать этим в своих действиях, по отношению к ним.
· У детей появится стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Во время прогулки дети видят насекомых. Реакция ребят - разная. Некоторые дети обрадовались и принялись наблюдать, другие — испугались. Во время беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень незначительны. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проектной деятельности позволит сформировать представления о жизни насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность, заполнить некоторые пробелы в экологическом воспитании.
А для чего нужны насекомые?
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу. И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Подбор музыкальных произведений, занятий и бесед о насекомых.
2) Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми; консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе».
3) Заключительный этап: оформление совместной семейной творческой выставки: «Удивительный мир насекомых».
Мероприятия для реализации проекта:
Социально-коммуникативное развитие
ü Рассматривание иллюстраций о насекомых.
ü Наблюдения за насекомыми на прогулке (муравьями, комарами, жуками, мухами и др.)
ü Пальчиковые игры: «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…», «Божья коровка», «Жук», «Муравей».
ü Сюжетно-ролевые игры «На полянке», «Весёлый муравейник»
ü Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)
ü
Познавательное развитие
ü Д/игра «Сложи насекомое» (разрезные картинки, формировать понятие «насекомое», развивать внимание, учить узнавать и называть представителей)
ü Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
ü Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).
ü Д/ игра «Чья тень?» (развивать внимание, мышление).
ü Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).
ü Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).
ü ООД: «Эти удивительные насекомые» (расширять представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).
ü Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)
Речевое развитие
ü ООД: Составление рассказов о насекомых с использованием мнемотаблиц.
ü Д/ игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).
ü Д/игра «Отгадай, чья тень» (божьей коровки, кузнечика, муравья) (закрепление употребления слов в родительном падеже).
ü Д/игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций) (мальчик ловит бабочку, бабочка поймала мальчика, бабочка ловит девочку, девочка поймала бабочку).
ü Д/ игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?
Чтение художественной литературы:
ü Л. Тарасенко «Познавательные сказки. Превращение гусеницы»
ü К.Чуковский «Муха-цокотуха».
ü Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
ü В. Бианки «Приключения муравьишки».
ü Т. Синичкина «Доброта в ладошках»
ü Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
ü В. Митько «Я кузнечика ловил».
ü В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук».
Художественно-эстетическое развитие
ü Лепка «Бабочка» (уточнить представления о среде обитания насекомых, закреплять навыки работы с пластилином, развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер, воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)
ü Рисование «Божья коровка» закреплять умение передавать строение тела божьей коровки, соблюдая пропорции, воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие, вызывать эмоциональный отклик).
Физическое развитие
ü Подвижная игра «Поймай комара» (развивать ловкость, координацию движений, внимание).
ü Подвижная игра «Бабочки» (учить повторять движения, развивать ориентировка в пространстве, внимание).
ü Подвижная игра «Медведь и пчелы» (развитие физических качеств, двигательной активности, учить соблюдать правила игры).
ü Подвижная игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
ü Подвижная игра «Жук и птичка» (развитие физических качеств, умения соотносить движения со словами игры).
По окончанию проекта у детей были выявлены следующие знания и умения:
ü владеют обобщающим понятием «насекомые»;
ü находят сходства и различия;
ü имеют представления о разнообразии насекомых, об их особенностях жизни и внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
ü проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность;
ü стали проявлять чуткость и бережливость по отношению к «букашкам».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2024
Дата обновления: 25.09.2024
Дата публикации: 09.05.2024