Проект "Насекомые"

09.05.2024

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

·         Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.

·         Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

·         Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивать познавательный интерес к насекомым.

·         Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

·         Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: 02.05.2024г. – 25.05.2024 г.

Вид проекта:  познавательно – творческий

Предполагаемый результат:

·         Дети научатся различать  насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.

·         Проявят внимание к насекомым и заинтересуются их жизнью.

·         Узнают  о пользе или вреде, которую насекомые приносят растениям и людям.

·         Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и оперировать  этим в своих  действиях, по отношению к ним.

·         У детей появится стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

 

Актуальность

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать.   Во время прогулки дети видят насекомых. Реакция ребят - разная. Некоторые  дети обрадовались и принялись наблюдать, другие — испугались. Во время  беседы выяснилось, что знания детей  о насекомых очень незначительны. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проектной деятельности позволит сформировать представления о жизни насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность, заполнить некоторые пробелы в экологическом воспитании.

 

А для чего нужны насекомые?

В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.

 

Так кто же они - друзья или враги?


Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу. И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

 

Этапы реализации проекта.

1)      Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Подбор музыкальных произведений, занятий и бесед о насекомых.

2)       Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми; консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе».

3)      Заключительный этап: оформление совместной семейной творческой выставки: «Удивительный мир насекомых».

Мероприятия для реализации проекта:

 Социально-коммуникативное развитие

ü  Рассматривание иллюстраций о насекомых.

ü  Наблюдения за насекомыми на прогулке (муравьями, комарами, жуками, мухами и др.)

ü  Пальчиковые игры: «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…», «Божья коровка», «Жук», «Муравей».

ü  Сюжетно-ролевые игры «На полянке», «Весёлый муравейник»

ü  Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)

ü   

Познавательное развитие

ü  Д/игра «Сложи насекомое» (разрезные картинки, формировать понятие «насекомое», развивать внимание, учить узнавать и называть представителей)

ü  Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

ü  Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).Хочу такой сайт

ü  Д/ игра «Чья тень?» (развивать внимание, мышление).

ü  Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).

ü  Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

ü  ООД: «Эти удивительные насекомые» (расширять представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

ü  Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

 

Речевое развитие

ü  ООД: Составление рассказов о насекомых с использованием мнемотаблиц.

ü  Д/ игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).

ü  Д/игра «Отгадай, чья тень» (божьей коровки, кузнечика, муравья) (закрепление употребления слов в родительном падеже).

ü  Д/игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций) (мальчик ловит бабочку, бабочка поймала мальчика, бабочка ловит девочку, девочка поймала бабочку).

ü  Д/ игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

 

Чтение художественной литературы:

ü  Л. Тарасенко «Познавательные сказки. Превращение гусеницы»

ü  К.Чуковский «Муха-цокотуха».

ü  Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

ü  В. Бианки «Приключения муравьишки».

ü  Т. Синичкина «Доброта в ладошках»

ü  Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

ü  В. Митько «Я кузнечика ловил».

ü  В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук».

 

Художественно-эстетическое развитие

ü  Лепка «Бабочка» (уточнить представления о среде обитания насекомых,  закреплять навыки работы с пластилином, развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер,  воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

ü  Рисование  «Божья коровка» закреплять умение передавать строение тела божьей коровки, соблюдая пропорции, воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие, вызывать эмоциональный отклик). 

Физическое развитие

ü  Подвижная игра «Поймай комара» (развивать ловкость, координацию движений, внимание).

ü  Подвижная игра «Бабочки» (учить повторять движения, развивать ориентировка в пространстве, внимание).

ü  Подвижная игра «Медведь и пчелы» (развитие физических качеств, двигательной активности, учить соблюдать правила игры).

ü  Подвижная игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

ü  Подвижная игра «Жук и птичка» (развитие физических качеств, умения соотносить движения со словами игры).

 

По окончанию проекта у детей были выявлены следующие знания и умения:

 

ü  владеют обобщающим понятием «насекомые»;

ü  находят сходства и различия;

ü  имеют  представления о разнообразии насекомых, об их особенностях жизни и внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);

ü  проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность;

ü  стали проявлять чуткость и бережливость по отношению к «букашкам». 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.05.2024

Дата обновления: 14.05.2024

Дата публикации: 09.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».