09.05.2024
Цель проекта: формирование у
детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и
стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
·
Расширить, обобщить и
систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных
особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
·
Формировать умение
делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой
природы.
·
Воспитывать у детей
интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивать познавательный интерес к насекомым.
·
Развивать речь детей,
активизировать словарный запас.
·
Развивать
коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость
Участники проекта: воспитанники
средней группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: 02.05.2024г. – 25.05.2024 г.
Вид проекта: познавательно – творческий
Предполагаемый результат:
·
Дети научатся различать насекомых: бабочку,
муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.
·
Проявят внимание к насекомым и заинтересуются их
жизнью.
·
Узнают о пользе или вреде, которую насекомые
приносят растениям и людям.
·
Сформируется представление о том, что нельзя делить
насекомых на полезных и вредных, и оперировать этим в своих
действиях, по отношению к ним.
·
У детей появится стремление к исследованию объектов
природы, они научатся делать выводы и устанавливать причинно-следственные
связи.
Актуальность
Экологическое
воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ
воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети
испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу,
наблюдать, сопереживать, понимать. Во время прогулки дети
видят насекомых. Реакция ребят - разная. Некоторые дети обрадовались и
принялись наблюдать, другие — испугались. Во время беседы выяснилось, что
знания детей о насекомых очень незначительны. Таким образом, возникла
проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в
проектной деятельности позволит сформировать представления о жизни насекомых,
их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность,
заполнить некоторые пробелы в экологическом воспитании.
А для чего нужны насекомые?
В нашей
обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур,
которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами,
причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел,
которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе,
очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их
неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста
и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых
уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки
зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и
то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу. И всё
же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира
живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного
энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Этапы реализации проекта.
1)
Подготовительный
этап: подбор иллюстративного
материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с
детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по
теме. Подбор музыкальных произведений, занятий и бесед о насекомых.
2)
Основной
этап: работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение
и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и
обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на
прогулке. Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной
деятельности детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала
и энциклопедических книг вместе с детьми; консультация на тему: «Воспитание у
детей любви к родной природе».
3)
Заключительный
этап: оформление совместной семейной
творческой выставки: «Удивительный мир насекомых».
Мероприятия для реализации проекта:
Социально-коммуникативное
развитие
ü Рассматривание иллюстраций о насекомых.
ü Наблюдения за насекомыми на прогулке (муравьями, комарами, жуками, мухами и
др.)
ü Пальчиковые игры: «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…», «Божья
коровка», «Жук», «Муравей».
ü Сюжетно-ролевые игры «На полянке», «Весёлый муравейник»
ü Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)
ü
Познавательное развитие
ü Д/игра
«Сложи насекомое» (разрезные картинки, формировать понятие «насекомое»,
развивать внимание, учить узнавать и называть представителей)
ü Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать
внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
ü Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых;
активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).
ü Д/ игра «Чья тень?» (развивать внимание, мышление).
ü Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать
мышление, любознательность, мелкую моторику рук).
ü Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).
ü ООД: «Эти удивительные насекомые» (расширять представления детей об
особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых;
побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для
обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и
звуковую культуру речи).
ü Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности,
которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)
Речевое развитие
ü ООД: Составление рассказов о насекомых с использованием мнемотаблиц.
ü Д/ игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление
существительных в родительном падеже).
ü Д/игра «Отгадай, чья тень» (божьей коровки, кузнечика, муравья)
(закрепление употребления слов в родительном падеже).
ü Д/игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций)
(мальчик ловит бабочку, бабочка поймала мальчика, бабочка ловит девочку,
девочка поймала бабочку).
ü Д/ игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела
какая?
Чтение художественной
литературы:
ü Л. Тарасенко «Познавательные сказки. Превращение гусеницы»
ü К.Чуковский «Муха-цокотуха».
ü Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
ü В. Бианки «Приключения муравьишки».
ü Т. Синичкина «Доброта в ладошках»
ü Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
ü В. Митько «Я кузнечика ловил».
ü В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук».
Художественно-эстетическое
развитие
ü Лепка «Бабочка» (уточнить представления о среде обитания насекомых,
закреплять навыки работы с пластилином, развивать творческие способности,
мелкую моторику, глазомер, воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение
доводить начатое дело до конца)
ü
Рисование «Божья
коровка» закреплять умение передавать строение тела божьей коровки, соблюдая
пропорции, воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие, вызывать
эмоциональный отклик).
Физическое развитие
ü
Подвижная игра «Поймай комара» (развивать ловкость,
координацию движений, внимание).
ü
Подвижная игра «Бабочки» (учить повторять движения,
развивать ориентировка в пространстве, внимание).
ü
Подвижная игра «Медведь и пчелы» (развитие физических
качеств, двигательной активности, учить соблюдать правила игры).
ü
Подвижная игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать
способы передвижения насекомых).
ü
Подвижная игра «Жук и птичка» (развитие физических
качеств, умения соотносить движения со словами игры).
По окончанию проекта у детей были выявлены следующие
знания и умения:
ü владеют обобщающим понятием «насекомые»;
ü находят сходства и различия;
ü имеют представления о разнообразии насекомых, об их особенностях
жизни и внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах
передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
ü проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость,
инициативность, уверенность;
ü стали проявлять чуткость и бережливость по отношению к «букашкам».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.05.2024
Дата обновления: 14.05.2024
Дата публикации: 09.05.2024