Двигательная активность, как необходимое условие развития дошкольников
14.11.2022
Физиологи считают, что «двигательная
активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие
организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной
информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки,
двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее
движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной
системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов». Таким образом,
по мнению ученых, программа дошкольного образования должна быть нацелена и на
телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.
Ученые отмечают чрезвычайно важную роль
движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы
постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым,
способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять
ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем
успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность
ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и
увеличивает энергетические резервы организма».
Учеными установлена прямая зависимость
между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи,
мышлением. Они отмечают, что под действием физических упражнений, двигательной
активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений,
которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их
умственную и физическую работоспособность. «В состоянии пониженной двигательной
активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из
мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что
приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от
работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую
очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных
процессах на уровне клеток.
Психологи предупреждают, что ребенок
действует не ради чуждых и не всегда понятных ему интересов взрослого и не
потому, что «так надо», а потому, что тем самым он удовлетворяет собственные
побуждения, действует в силу внутренней необходимости, которая сформировалась
раньше или возникла только сейчас, пусть даже под влиянием взрослого. Одной из
таких внутренних необходимостей, по их мнению, является зарожденная в виде
инстинкта «радость движения»
Двигательная активность оказывает
воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные
возможности и работоспособность ребенка. «Во время мышечной работы
активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и
механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние
органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация
физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение
двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и
нервно-мышечная система, и функции внутренних органов».
Ученые отмечают в своих исследованиях,
что в процессе мышечной деятельности совершенствуется работа сердца: оно
становится сильнее, увеличивается его объем. Даже больное сердце, отмечают они,
под влиянием физических упражнений значительно укрепляется.
«Кровь очищается от углекислоты и
насыщается кислородом в легких. Чем больше чистого воздуха смогут вместить
легкие, тем больше кислорода понесет тканям кровь. Выполняя физические
упражнения, дети дышат гораздо глубже, чем в спокойном состоянии, вследствие
чего возрастет подвижность грудной клетки, емкость легких».
Авторы отмечают, что особенно
активизируют процессы газообмена физические упражнения на свежем воздухе.
Ребенок, находясь систематически длительное время на воздухе, закаляется, в
результате чего повышается сопротивляемость детского организма инфекционным
заболеваниям.
Таким образом, обобщая все
вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую
потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье
детей, их физическое и общее развитие. «Движения, физические упражнения
обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут
выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и
индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2022
Дата обновления: 14.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022