05.11.2022
В раннем детском
возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее
развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в
развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей
принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с
ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими
недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными,
наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм,
подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА,
умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные
нарушения психофизического развития и др.).
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью
органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно
переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира.
Фундамент сенсорного развития и
интеграции – это взаимодействие органов чувств ребёнка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное
поступление сенсорной информации. Чем больше информации
поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы её переработать.
А что тренируется, то развивается. Одной
из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных,
зрительных, слуховых и др.)
стимулов. И, как результат, недостаточность
сенсорного анализа, что ведёт к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия.
Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приёму, переработке и хранению информации,
недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении
различного рода
функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.
Недоразвитие эмоционально-волевой
сферы ребёнка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются
составными частями диагноза - задержка психоречевого развития. Большое
разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям,
страдающим расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что детям с
данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой,
песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен
воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного
действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального
воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребёнку. Поэтому на сегодняшний день остаётся
актуальной проблема сенсорного развития у детей.
Основными задачами
сенсорного воспитания дошкольников являются:
Развитие всех видов восприятия.
*Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и
пространственных эталонов.
*Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
*Развитие сенсорной культуры ребёнка.
*Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и
коррекция их нарушений.
Для реализации поставленных задач в МБДОУ д/с №548 создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2022
Дата обновления: 05.11.2022
Дата публикации: 05.11.2022