Задержка речевого развития (ЗРР)
24.04.2021
В
последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растет.
При проведении профилактических осмотров детей дошкольного и младшего
школьного возраста речевая патология выявляется у каждого второго ребенка. Задержка речевого
развития диагностируется у каждого пятого ребенка. Что же необходимо для
нормального становления речевой деятельности?
Прежде всего, необходимо, чтобы у
ребенка:
·
достигли
определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
·
правильно
и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
·
были
достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
·
формировалась
потребность в общении.
Овладение речевой деятельности предполагает:
·
способность
понимать сказанное,
·
способность
говорить.
Речь в своём развитии проходит определённые
этапы.
На
первом году жизни речь ребѐнка стремительно развивается. Новорожденный не умеет произносить звуки, но
может сообщить о своих потребностях
плачем. Это один из первых эффективных способов общения
Примерно с
2-х месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать),
когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей.
В 3-6 месяцев ребенок гулит,
много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в
лицо взрослого и пытается копировать движения его губ.
В 6-9
месяцев ребенок издает звуки, слоги. Лепет - важная стадия дословного
(доречевого) развития. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок,
нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них не возможен дальнейший
путь, который приведет его затем к возможности общения.
На 9-10 месяцев жизни начинает
формироваться понимание речи взрослого и первые простые слова, которые сосуществуют до
18-20 месяцев с лепетом. Правда лепет к этому времени становится качественно
иным. Он приобретает «мелодию», становится разнообразным
по интонации, высоте звучания.
Примерно в
12-14 месяцев многие дети осмысленно произносят 2 слова, узнает названия
знакомых предметов и выполняет простые указания. Исследователи детской речи
говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Это значит, что у
каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться
в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько
позже, чем у девочек.
В 1,5-2 года наступает
период усиленного развития понимания речи взрослого, быстро увеличивается
количество слов, появляются первые фразы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2021
Дата обновления: 12.08.2023
Дата публикации: 24.04.2021