Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548
ИНН 6664076495/КПП 667901001
ул. Инженерная, д.67-А, Екатеринбург, Свердловская область, 620010
тел. (343)258-36-74, 258-37-23 e-mail: mdou548@eduekb.ru
УТВЕРЖДЕНО:
Царёва Татьяна
Юрьевна
Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующая,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 548,
СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru,
G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва, CN=Царёва Татьяна Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.05.14 17:35:24+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Заведующий МБДОУ № 548
____________ Царёва Т.Ю.
приказ № 116 от 30.08.2024 г.
Рабочая программа кружка
по экспериментальной деятельности
«Неизведанное рядом»
для обучающихся старшей дошкольной группы
на 2024 - 2025 уч. г.
Составитель: воспитатель Ионова Л. П
г. Екатеринбург 2024
Содержание
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Принципы и механизмы реализации программы
4. Возрастные особенности
5. Сроки реализации программы
6. Предполагаемые результаты освоения программы
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
2.3. Взаимодействие с родителями
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Используемые технологии.
3.4. Формы проведения итогов реализации программы
3.5. Методическое оснащение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и
обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает:
познавательное
развитие
ребенка,
формирование
способов
интеллектуальной
деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника,
владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную
картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о
взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с
окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный
рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с
явлениями природы.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это
объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,
и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным
особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –
практически единственным способом познания мира.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма
– манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте.
Предметно
–
манипуляторная
любознательности
ребенка
под
деятельность
возникает
целенаправленным
в
результате
педагогическим
природной
воздействием
переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов
действий, проявлению творчества. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают
возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит
выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового
через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества,
сотворчества с взрослым.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая развитие
познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного
интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод
обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить
положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Детское
экспериментирование
как
важнейший
вид
поисковой
деятельности
характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам
достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития
поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего
мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания,
добытые
самостоятельно,
всегда
являются
осознанными
и
более
прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.
Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и
детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а
ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью.
Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью
наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих
свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного
возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или
опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и
предметами.
При
этом
ребенок
выступает
как
исследователь,
самостоятельно
воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью
более полного их познания и освоения.
Новизна данной темы заключается
в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения
их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного
добывания знаний;
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Педагогическая целесообразность
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности
детей 5-7 лет. В её основе лежит авторская программа «Ребенок в мире поиска» О.А.
Дыбиной, Н.П .Рахмановой .
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных
потребностей
и
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста.
Создание
индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования.
Отличительными особенностями данной программы от других заключается в том, что
первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах
деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование
для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для
самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В
связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная
деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции
приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность
получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса,
отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном
показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не
только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так,
а не иначе?», «Что я хочу узнать?», «Что получится в итоге?».
Экспериментальная деятельность в дошкольных группах позволяет знакомить детей с
конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с
правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью
взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в
специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку,
сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие
проявления с эстетическим развитием ребенка.
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие
педагога с воспитанниками, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит
каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным
уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения
принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает
стремление
к
достижению,
способствует
эмоциональному
комфорту,
развитию
социальной и познавательной активности.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив
полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из
этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных
связей.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию
каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный
показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты,
выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией
(для читающих детей).
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования»
Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
-
образовательным
программам
дошкольного
образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от
17.10.2013г.)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа - адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N
1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основные адаптированные программы дошкольного образования МБДОУ – детского саду
№548.
СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
4 Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1
марта 2027 г.,
1. Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
2. развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять
зависимости;
3. включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их
свойствах;
5. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности;
6. поддерживать у детей инициативу, самостоятельность;
7. формировать опыт выполнения соблюдения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников
(увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.);
8. развивать речь, обогащать словарный запас.
1.Принципы и механизмы реализации программы
Работа по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную
деятельность строится на основании следующих принципов:
Принцип научности:
подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически
апробированными методиками;
содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике
дошкольного образования.
Принцип доступности:
построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах
работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного
возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и
самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития
опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить
усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный
подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению
готовности личности к дальнейшему ее развитию;
обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт,
создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности
ребенка.
Принцип целостности:
комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса
опытно - экспериментальной деятельности;
решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и
родителей.
Принцип активного обучения:
организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой
они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных
задач;
использование
активных
форм
и
методов
обучения
дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать
и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных
задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от
уровня интеллектуального развития детей.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
эвристические беседы, дискуссии;
наблюдения за объектом;
просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
проведение опытов и экспериментов;
фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
использование художественного слова;
дидактические игры;
ситуация выбора.
метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций,
которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к
самостоятельному поиску решений проблемы).
мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).
1. Возрастные особенности детей 5-7 лет
Старший и подготовительный дошкольный возраст является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
формируется образ «Я».
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка,
общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего
мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только
задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его
воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться,
но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
В этом возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный процесс,
включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти,
внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка
в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка
становится произвольной и целенаправленной.
1. Сроки реализации
Данный курс разработан на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Участниками программы являются дети старшей группы, родители и воспитатели.
Данная программа рассчитана на учебный год –36 учебных недель.
Срок освоения программы: сентябрь 2024г. – май 2025г.
Формы организации программы - кружковая
Формы проведения занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Занятия кружка осуществляются во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц
(36 часов), по 25 мин с проведением физкультминуток и музыкальных пауз.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
здоровье,
настроение,
уровень
установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие
факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости
от вышеуказанных причин. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми
должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать
их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок
экспериментов и дома).
Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных
особенностей
детей,
направлена
на
осуществлении
коррекции
недостатков
воспитанников, создающих трудности в овладении Программой (работа с раздаточными
карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде
группы). Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.
1. Предполагаемые результаты освоения программы
Дети:
1. Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской
активности.
2. У детей сформирована уверенность в себе посредством развития
3. мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
4. развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
5. Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,
выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
6. Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать
свою деятельность.
7. Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их
внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во
времени и т.п.
8. Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя
оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и
корректировать свою деятельность.
9. Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с
веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение
их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
10. Сформированы коммуникативные навыки.
Воспитатель:
1. Рост профессионального мастерства педагога в вопросах воспитания и развития
дошкольников
2. В группе обогащена предметно-развивающая среда по опытно-экспериментальной
деятельности
2. Разработан перспективный план работы по данной теме.
3. Разработаны критерии диагностики.
4. Разработаны картотеки, наглядно-демонстрационный материал, конспекты занятий-игр
по опытно-экспериментальной деятельности
Родители:
1. Заинтересованы в развитии познавательного интереса и любознательности у детей
посредством опытно-экспериментальной деятельности с применением STEM
технологий.
2. Повышение родительской компетенции в вопросах детского экспериментирования.
3. Увеличение активного участия родителей в воспитательно-образовательном
процессе по данной теме и преобразовании развивающей среды в группе (родители
участвуют в предварительной подготовке детей к занятию – просмотр
познавательных видеофильмов, беседы, чтение детской научно – познавательной
литературы, создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях).
4. Становление
доверительного
настроя
во
взаимодействии
родителей
с
сотрудниками ДОУ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Содержание программы
Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы можно
варьировать.
Блок 1.Живая природа: характерные особенности сезонов разных природноклиматических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к
окружающей среде, растительный мир.
Данный раздел представлен небольшим количеством тем, так как наблюдения за
природой, опыты и эксперименты экологического содержания в основном изучаются в
разделе «Ознакомление с природой», образовательной области «Познание» основной
образовательной программы.
Блок 2. Неживая природа: вода, воздух, почва (песок, глина).
Тема 1.Вода. Свойства воды: не имеет вкуса, цвета, запаха, жидкость, поэтому не имеет
формы, текучая, приобретает форму сосуда, в котором находится, имеет вес, в ней
растворяются некоторые вещества, вода приобретает цвет и запах растворившихся
веществ. Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное. Очищающее свойство
воды.
Тема 2.Воздух. Свойства воздуха: воздух невидим, он не ощущаем руками, заполняет
собой все пространство, находится в пористых предметах, предметах с отверстиями, в
воде он выходит в виде пузырьков.
Воздух не имеет запаха, но он «умеет» переносить ароматы. Ветер-это движение воздуха.
Как помогает ветер? Как вредит?
Тема 3.Почва. Знакомство с понятием «почва». Для чего нужна почва, состав почвы, ее
основное назначение, виды(песок, глина), понятие вулкан.
Блок
3. Физические
явления:
магниты,
звук,
свет,
цвет,
электричество,
теплопередача, вес, притяжение.
Тема 1. Свет. Свойства света: солнечный свет отражается в зеркале (солнечный зайчик).
Естественные и искусственные источники света. Темное помещение можно осветить с
помощью фонарика. Что такое тень?
Тема 2 . Цвет. Радуга- световые волны разной длины и разного цвета.
Тема 3. Магнит - металл, тяжелый, твердый, плотный, его нельзя разбить, согнуть,
сломать. Свойство магнитов притягивать металлические предметы и даже сквозь воду.
Размер магнита влияет на его силу.
Тема 4. Электричество.
Тема 5. Теплопередача.
Тема 6. Звук.
Тема7. Вес, притяжение.
Блок 4. Свойства материалов.
Тема1. Мир дерева. Свойства. Древесина твердая и прочная, горит, сохраняет тепло, не
тонет в воде. Использование дерева в жизни человека.
Тема 2. Мир бумаги. Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму,
быстро намокает, горит, использование в жизни человека.
Тема 3. Мир стекла. Свойства стекла: прозрачное, хрупкое, водонепроницаемое.
Использование стекла в жизни человека.
Тема 4. Мир пластмасс. Свойства: теплый, гладкий, легкий материал, не тонет в воде, не
ломается, не бьется.
Тема 5. Мир ткани. Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит из множества ниток,
бывает разных видов- тонкая и более плотная, тонет в воде, намокает. Образцы ткани.
Использование различных тканей.
Тема 6. Мир металлов. Свойства металла: тяжелый, прочный, холодный, тонет в воде.
Использование металла на производстве, в быту.
Блок 4. Человек: функционирование организма.
Тема 1. Человек – часть природы и состоит из клеток. Функционирование организма.
Тема 2. Органы чувств человека. Органы чувств- наши помощники в познании мира.
№
1.
Тема
Юные лаборанты
Количество часов
всего
теория
1
1
практика
2.
Живая природа
4
4
4
3.
Неживая природа
9
9
9
4.
Физические явления
10
10
10
5.
Материалы и их свойства
9
9
9
6.
Человек
3
3
3
36
36
36
Итого
Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных
особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных
областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных
игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной
деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных
природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе
познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе
способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в
деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от
занятий, закрепление пройденного материала.
2.1. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц
Часы Тема
Программные задачи
Сентябрь
1
«Юные
Дать представление о
лаборанты»
детской лаборатории.
Познакомить с понятиями:
«наука» (познание),
«гипотеза»,
(предположение), о способе
познания мира –
Материал
эксперименте (опыте).
Дать представления о
культуре поведения в
детской лаборатории.
1
«Земля дает
Закрепить знания детей о
Образцы почвы,
жизнь»
почве; показать взаимосвязь
две банки с чистой
всего живого на Земле.
и грязной водой,
Развивать речь, умение
картинки с
делать выводы.
изображениями
Воспитывать любовь к
почвенных
природе родного края, к его
обитателей.
обитателям.
1
«В мире
Дать детям обобщенное
Комнатные
растений»
представление о знакомых
растения, карточки
растениях (живое существо,
с частями растений,
у которого есть корни,
халаты на всех
чтобы держаться, питаться;
детей, пособия
стебель, чтобы доставать
необходимые для
питательные вещества из
демонстрации
земли другим органам;
опытов.
листья, чтобы улавливать
свет, дышать; для роста и
развития нужны почва,
влага, свет, тепло). Вызвать
у детей познавательный
интерес к проведению
опытов с растениями,
желание наблюдать за
изменениями растений в
зависимости от условий;
учить создавать ситуацию
опыта.
1
Важная
Познакомить с историей
Клубни картофеля,
культура
возникновения картофеля на
тёрки и тарелки по
Руси; познакомить с
количеству детей,
основными компонентами в
прозрачные
составе картофеля,
ёмкости, мелкое
расширить кругозор детей о
сито, микроскоп,
пользе картофеля для
йод, пипетки
человека
Октябрь
1
Природные и
Расширить знания о
Макет Солнце-
климатические
природно-климатических
Земля, емкость с
зоны
зонах, выявить защитную
водой, крышка со
роль лесов, повышенную
льдом, спиртовка,
влажность джунглей,
песок, глина,
объяснить некоторые
стекло, карта
особенности природно-
природно-
климатических зон Земли.
климатических зон,
мелкие кусочки
бумаги, вентилятор
1
Свойства воды
Уточнить представления
Пластиковые
детей о свойствах воды.
стаканчики,
Развивать умение
емкости разной
действовать по алгоритму.
формы, ёмкость с
Выявить вещества, которые
водой палочки для
растворяются в воде.
размешивания,
Закрепить знания о
соль, сахар, мука,
правилах безопасного
Шампунь,
поведения при работе с
растительное
различными веществами.
масло, пищевой
краситель, песок,
глина, стиральный
порошок,
картограф для
зарисовки
результатов
1
Агрегатные
Закрепить знания детей о
Наборы картинок
состояния
различных агрегатных
«Вода в природе»,
воды
состояниях воды: твёрдом,
электрический
жидком и газообразном.
чайник, ёмкость с
водой, стекло,
клеёнка, ёмкости
различной формы
(по кол. детей)
1
Круговорот
Познакомить детей с
Картинки с
воды
процессом формирования
изображением
облаков, дождя. Развивать
разных видов
поисковую деятельность
облаков и дождя,
детей: способность к
трёхлитровая
определению задач на
банка, кубики льда,
основе поставленной
кипяток, чёрный
проблемы; умение
картон.
планировать этапы своих
действий, аргументировать
свой выбор. Развивать
наблюдательность,
творческое воображение,
познавательный интерес к
окружающему миру
Ноябрь
1
Свойства
Вызвать желание
Посылка с
воздуха
экспериментировать и
воздушным шаром,
получать удовольствие от
салфетка, книга,
совместного эксперимента.
бумажные веера,
Расширить представления
деревянный кубик,
детей о свойствах воздуха. С
губка, прозрачные
помощью экспериментов
стаканы с водой
продемонстрировать такие
его свойства, как отсутствие
цвета и формы, легкость,
способность двигаться,
заполнять пустые
пространства с
возможностью воздуха
двигать предметы.
Продолжать развивать
умение анализировать и
сравнивать, обобщать
полученные знания.
1
Ветер и его
Познакомить детей с
Вентилятор, веер,
подружка -
таким природным явлением,
вода в посуде,
ветряная
как ветер, его свойствами и
сухие листья,
вертушка
ролью в жизни человека.
картинки с
Развивать у детей
изображением
любознательность,
ветреной и
наблюдательность,
безветренной
активизировать
погоды, вертушки,
мыслительные процессы.
1
Песчаное
Познакомить со свойствами
Ёмкости с сухим
путешествие
и качествами песка, его
песком,
происхождением, цветом,
прозрачные
структурой. Учить
стаканчики,
установить свойства песка.
дощечки, лупа,
Обучить детей возможным
сито, песочные
действиям обследования,
часы.
учить проводить несложные
опыты. Учить решать
познавательные задачи,
логически мыслить.
Познакомить с песочными
часами.
1
Удивительная
Учить выявлять и называть
Песок, глина,
глина
свойство глины –
тарелки, лупы,
пластичность в сравнении с
стакан воды, миска
Декабрь
1
другими материалами
с водой, по 2
(песок, камень). Развивать
баночки, палочка
умение анализировать,
салфетки,
сравнивать, делать выводы;
слепленные
работать с дневниками
шарики из глины и
наблюдений, фиксировать
из песка, халаты,
собственные наблюдения.
фен.
«В царстве
Познакомить детей с
Шапка ученого,
камней»
разнообразием мира камней
набор камней на
и их свойствами. Вместе с
каждого ребенка,
детьми классифицировать
лупы, стакан с
камни по признакам: размер
водой, ложка,
(большой, средний,
большие подносы,
маленький); поверхность
маленькие и
(гладкая, ровная,
большие салфетки,
шероховатая, шершавая);
коробка с ячейками
температура (теплый,
холодный); вес (лёгкий,
тяжелый, плавучесть – тонет
в воде. Нацелить детей на
поисковую и творческую
деятельность в детском саду
и дома.
1
«Вулкан»
Познакомить детей с
Макет вулкана
природным явлением -
(стеклянная банка,
вулканом.
покрытая слоем
Формировать представления
пластилина),
о типах вулканов,
поднос, сода,
опасностях, которые они
уксус, гуашь
представляют, а также их
красного цвета.
пользе.
Воспитывать интерес к
познавательноисследовательской
деятельности,
целеустремленность,
настойчивость,
самостоятельность
1
Свет
Показать значение света.
Маленькие зеркала,
Объяснить, что источники
листы бумаги,
света могут быть природные
схема
- солнце, луна, костер и
многократного
искусственные —
отражения
изготовленные людьми
солнечного луча,
(лампа, фонарик,
CD диски, цветные
свеча).Формировать
карандаши на
представления о свойствах
каждого ребенка,
солнечных лучей. Показать
на примере солнечного
зайчика, как можно
многократно отразить свет и
изображения предмета.
Поддерживать
познавательную активность
в процессе работы с
предложенными
материалами и предметами.
1
«Живые тени»
Познакомить с
(проводится на
образованием тени от
прогулке)
предметов, установить
сходство тени и объекта,
создать с помощью теней
образы. Помочь понять, как
образуется тень, ее
зависимость от источника
света и предмета, их
взаимоположения. Развивать
творческое воображение.
Воспитывать
наблюдательность.
Январь
1
1
Игра цветов
Закрепить знания об
Банки с водой и
основных цветах, вызвать
баночки с краской
эмоциональное отношение к
гуашь (белого,
цветовому разнообразию
красного, синего,
окружающего мира,
желтого цвета,
развивать воображение.
кисти, цветные
Формировать умение и
карточки на
навыки экспериментальной
магнитной доске,
деятельности в процессе
волчки, круги из
проведения практических
белой бумаги с
опытов с материалами, для
отверстием
работы в различных
посередине,
нетрадиционных техниках.
цветные мелки).
Как получить
Познакомить детей с
Картинка «Радуга»,
радугу?
особенностями радуги,
таз, ёмкость с
вызвать эмоциональное
водой прозрачный
отношение к цветовому
лак для ногтей,
разнообразию окружающего
черный картон.
мира. Формировать навыки
экспериментальной
деятельности в процессе
проведения практических
опытов.
1
Волшебная
Познакомить детей с
Магнитики,
сила магнита
физическим явлением
металлические
«магнетизм», выявить
предметы (скрепки,
свойства магнита:
гвозди, болтики,
прохождение магнитных сил шурупы, монетка),
через различные материалы
стакан с водой,
и вещества, способность
дощечка бумага,
притягивать к себе
картон, ткань,
железные предметы помочь
фанера, стекло,
выявить материалы,
набор картинок к
которые могут стать
игре, компасы,
магнетическими; показать
способ изготовления
самодельных компасов.
Февраль
1
Термометр
Познакомить детей с
Термометры,
термометром.
чайные ложки
Формирование
(желательно из
представлений о
нержавеющей
теплопередаче,
стали), по два
нагревании и охлаждении.
стакана воды:
Развитие способностей к
горячей (40–50°) и
преобразованию.
холодной (из
холодильника) (на
каждого ребенка).
1
Теплота
Закрепление знаний детей о
Два кусочка
тепловых явлениях и
мороженого, два
теплопередаче. Закрепление
маленьких
знаний о сезонных
блюдечка, меховая
изменениях. Развитие
варежка; картинки:
способностей к
мальчик в маечке и
преобразованию.
в трусиках;
мальчик с
зонтиком, в плаще,
идет дождь;
осенний
лес, опавшие
листья; мальчик в
зимней одежде.
1
Электричество
Расширить знания детей об
Картинки для игры
электричестве и
«Эволюция
электроприборах. Обобщить
электрической
знания детей о пользе и
лампочки»,
опасности электричества.
воздушные шары,
кусочки шерстяной
и шелковой ткани,
пластмассовые
линейки на
каждого ребенка,
тарелка со смесью
перца и соли
1
Март
1
Почему горит
Уточнить представления
Будильник;
фонарик?
детей о значении
пальчиковые,
электричества для людей;
мизинчиковые
познакомить с батарейкой –
батарейки,
хранителем электричества –
батарейки-
и способом использования
таблетки; лимоны,
лимона в качестве
медные
батарейки. Активизировать
проволочки,
стремление у дошкольников
оцинкованные
к познавательной опытно-
гвозди по
экспериментальной
количеству детей;
деятельности через
соединительные
практическое
провода,
взаимодействие с
светодиодный
окружающими предметами.
фонарик.
Обобщить представлений
Таз с водой,
детей о звуке (звук слышим
предметы, которые
с помощью уха);
тонут,
дать понятие о
музыкальные
распространении звука,
инструменты, 7
высокие и низкие звуки,
одинаковых
шумовые и музыкальные
бутылочек, ёмкость
звуки;
с водой, пищевые
развить первичных
красители
Звук
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности, мыслительных
операций (анализ,
сравнение, обобщение,
классификация,
наблюдение)
2
Мир дерева
Уточнить и обобщить
Опыт с плаванием
знания о свойствах дерева,
тел (дерево не
воспитывать бережное
плавает, металл
отношение к предметам.
тонет)
Пробка,
металлический
гвоздь, магнит.
2
Мир бумаги
Познакомить детей с
Кукла «Бумажная
некоторыми свойствами
Фея», листочки
бумаги (толстая – тонкая,
бумаги различных
прочная) в процессе
видов, ѐмкость с
выполнения с ней
водой, предметы,
различных действий
изготовленные из
(сминание, разрывание,
бумаги.
скручивание); с
«Лодка»
использованием бумаги в
Бумага, клей,
жизни человека. Развивать
форма для лодки,
мышление, мелкую
картон, краска,
моторику кистей рук.
ножницы, парафин.
Воспитывать
любознательность,
бережливость.
Апрель
1
Мир стекла
Познакомить детей со
Стаканы на
свойствами стекла, его
каждого ребенка из
особенностях, изделиями из
стекла, стеклянная
стекла; формировать умение
посуда, посылка,
устанавливать причины
пуговицы, цветные
следственной связи на
стекла.
основе опытов; развивать
познавательный интерес к
предметному миру;
2
Мир
Помочь определить
Пластмассовые
пластмассы
свойства пластмассы
ёмкости, предметы
(гладкая, шероховатая).
из других
Развивать речь, логическое
материалов
мышление. Воспитывать
заботливое отношение к
вещам, созданным руками
человека.
1
Мир ткани
Воспитывать интерес к
Различные
исследовательской
лоскутки ткани
деятельности; познакомить
(шелк, шерсть,
детей со свойствами ткани и
лен). Нитки, вода,
их видами. Закрепить знание утюг.
детей об одежде.
Май
1
Мир металла
формировать представления
Разные виды
у детей о свойствах металла
металла.
Сравнивать их,
определять состав.
1
Человек и его
Уточнить представление
Макеты: человека,
организм
детей о человеческом теле, о
сердца, желудка,
назначении отдельных его
лёгких; 3
частей и органов;
фонендоскопа,
Объяснить, что внутри тела
воздушные шарики
есть жизненно важные
по количеству
органы: сердце, лёгкие,
детей, сахар, соль,
желудок и т.д.; что организм
кусок хлеба, стакан
надо укреплять и развивать
с водой,
(заниматься физкультурой,
фонограмма.
закаляться, соблюдать
режим дня).
Воспитывать у детей
понимать ценности
здоровья, потребность быть
здоровым, вести здоровый
образ жизни. Поддерживать
желание глубже узнать себя.
Развивать
наблюдательность,
внимание, стремление
прислушиваться к себе.
1
Органы чувств
Познакомить детей с
Контейнер с
органами чувств, их
кусочками фруктов
значением для человека.
и овощей,
Развивать навыки
одноразовые
исследовательской
вилочки, лупа,
деятельности,
телефон, платок,
познавательной активности.
ароматизированные
Воспитывать бережное
палочки
отношение к своему
здоровью
1
Секреты
Дать представление о
Лупы, бутылки с
«Кока-колы»
вредном влиянии
«Кока-Колой»,
газированных напитков на
прозрачные
организм человека путем
пластиковые
проведения опытов с «Кока-
стаканчики и
Колой»; закрепить знания
мисочки,
детей о вредном влиянии
пластиковые
некоторых продуктов на
ложки, салфетки,
организм человека.
ржавые и тусклые
Развивать познавательную
металлические
активность детей в процессе
предметы, чашка со
опытно-экспериментальной
следами от чая,
деятельности, формировать
конфеты «Ментос».
навыки исследовательской
деятельности.
2.3. Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно
решить без плодотворного контакта с семьѐй и полного взаимопонимания между
родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих
детей собственным примером. Каждая минута общения с ребѐнком обогащает его,
формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском
саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть
хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу
работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в
еѐ реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям,
чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом
введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является
наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители
должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований,
предъявляемых в детском саду.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной
активности детей»
Родительские собрания:
«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»,
«Проведение экспериментов летом»,
«Растим любознательных детей».
Открытый показ кружковой работы.
Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной
деятельности»;
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников». отчеты кружковой работы.
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию?»;
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
Привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание:
сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);
Проекты: «Выращивание фасоли», «Грация», «Как появилась книга», «Дом, в
котором я живу», «Осень – вкусное время года», «Что я знаю о воздухе?».
Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
Организация фотовыставки «Мы экспериментируем»
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в групповой комнате детского сада.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) старшего и
подготовительного дошкольного возраста.
Длительность работы – 25 минут, в вечернее время.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий
общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной
деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с
постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность
заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют
различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Программа предполагает широкое использование
иллюстративного, демонстрационного материала;
использование методических пособий,
дидактических игр,
мультимедийного оборудования,
информационных стендов для родителей.
Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.
Учебный базисный план.
Количество в неделю
Количество в месяц
Итого в год
1 занятие
4 занятия
36 занятий
25 минут
100 минут
900 минут
Сетка занятий.
1 неделя месяца (четверг) 15.10-15.35
2 неделя месяца (четверг) 15.10-15.35
3 неделя месяца (четверг) 15.10-15.35
4 неделя месяца (четверг) 15.10-15.35
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для
развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и
способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это
база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения). Здесь дети творят, мыслят и общаются.
Мини-лаборатория (центр науки).
Здесь могут быть выделены :
- место для постоянной выставки (различные коллекции, экспонаты, редкие предметы,
раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
-методический и наглядный материал, дидактические игры;
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
Приборы и оборудование мини-лабораторий:
Наглядно-
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения
демонстрационный
опытов
материал
Специальная посуда
разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки,
стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки)
Природный материал
камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора
дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.)
Утилизированный
проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.
материал
Приборы – помощники
лупы, зеркала, песочные часы, линейка.
Медицинский материал
шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки,
колбочки
Мир материалов
виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы,
деревянные предметы, металлические предметы
Полезные ископаемые
песок, глина, камни.
Технический материал
гвозди, шурупы, болты и т. д.
3.3. Используемые технологии.
Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Она даёт ребёнку: возможность «примерить» на
себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению
(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость
творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,
что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для
реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в
обществе.
Личностно-ориентированная технология, целью которой заключается ставить в
центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного
потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект
приоритетный, поэтому организация воспитательно-образовательного процесса
формируется на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его
индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному
участнику воспитательного процесса.
Технологии развивающего обучения – это технология , направленная на развитие, с
одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и
творческого воображения.
Основная задача использования данной технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Технологии проблемного обучения - это специально созданная совокупность
приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной
познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от
традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что
самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их
творческой активности.
Здоровьесберегающая технология, которая включают все аспекты воздействия
педагога
на
здоровье
психологическом,
ребенка
на
разных
биоэнергетическом
уровнях:
(использование
информационном,
физкультминуток,
гимнастика для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластика, динамические
паузы, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому
образу жизни.
Технология проектной деятельности - развитие и обогащение социальноличностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности, при которой у дошкольников
формируются
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается
современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли
его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному
воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с
использованием
современных
информационных
технологий
(компьютер,
интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед
педагогами-дошкольниками задачи:
1. идти в ногу со временем,
2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
3. наставником в выборе компьютерных программ,
4. сформировать основы информационной культуры его личности,
5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
3.4. Формы проведения итогов реализации программы
О.В. Дыбина в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской
деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать
вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать
свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования, действовать в
соответствии
с
моделями,
определяющие
условия
и
содержание
деятельности:
высказывать предположения, определять цель, условия ее достижения, с помощью
взрослого составлять модель этапов деятельности, уметь сверять результат деятельности с
целью поставленной и корректировать свою деятельность.
Воспитатель в сентябре и мае проводит диагностику, в которой выделяются три критерия,
по которым можно определить уровень познавательного интереса дошкольников.
Уровни
Критерии
Знания
Оценочный
Деятельностный
высоки Познавательный интерес стабилен.
Определяет
Проявляет
й
Видит и формулирует проблемы,
известное и что
инициативу и
предлагает пути решения, знает ,как
нужно найти,
творчество,
осуществить поиск истины, приводит
достигли
самостоятельно
факты, аргументы.
предполагаемого планирует
результата и
деятельность,
отвечает ли он
применяет на
решению
практике,
проблемы,
определяя
причинно-
правильность
следственные
выбранного пути
связи, отбирает
решения
необходимый
проблемы,
материал для
поясняет свои
поиска истины,
действия и
для решения
доводит дело до
проблемы,
конца
средни Познавательный интерес ситуативен,
Иногда
инициативу и
й
возникают
самостоятельность
подвержен настроениям ребенка. Не
всегда удается увидеть проблему, и не сложности с
проявляет не
всегда делает правильные
определением
всегда, но
предположения о решении
сути проблемы,
планирует
поставленной проблеме, не всегда
и того, что уже
деятельность,
может аргументировать и пояснить
известно и что
использует на
свои предложения по решению
необходимо
практике
проблемы.
найти. Не всегда отобранный
может
материал,
сопоставить
возникают
полученный
сложности в
результат с
пояснении своих
сутью проблемы, действий, иногда
а также раскрыть не доводит
причинно-
начатый опыт до
следственные
конца
связи, отбор
материала для
поиска истины
не всегда
безошибочен.
низкий Познавательный интерес слабо
Затрудняется
Самостоятельност
выражен. Не всегда понимает
определять
ь не проявляет,
проблему, не активен в выдвижении
известное и что
делает только
идей по решению возникшей
нужно найти,
тогда, когда
проблемы, затрудняется осуществлять причинно-
говорят,
поиск истины, не может привести
следственные
использует
факты, аргументы.
связи, допускает примитивные
ошибки в выборе способы решения
материла для
проблем, что не
проведения
приводит к
опыта, не
необходимым
вникает в суть
результатам.
проблемы.
Для
решения
указанных
задач
используются
разнообразные
методы
изучения:
наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ
педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет
проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной
возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития
каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать
предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот,
утвердиться в правильности избранной технологии
3.5. Методическое оснащение
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
4. О.В Дыбина «Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников.
М 2004.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
– 80с.
7. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность
дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н.
Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и
старшего дошкольного возраста»
10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
11. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
13. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности
детей 2 – 7 лет.