ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА 2023-2024 (pdf.io)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548
ИНН 6664076495/КПП 667901001
ул. Инженерная, д.67-А, Екатеринбург, Свердловская область, 620010
тел. (343)258-36-74, 258-37-23 e-mail: mdou548@eduekb.ru
УТВЕРЖДЕНО:

Царёва
Татьяна
Юрьевна

Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующая,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №
548, СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861,
E=35_sad@mail.ru, G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва,
CN=Царёва Татьяна Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.05.13 15:17:12+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Заведующий МБДОУ № 548
____________ Царёва Т.Ю.
приказ №116 от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
по дополнительному образованию дошкольников по сенсорному развитию
«Занимательная сенсорика»
(для детей от 4 до 5 лет)
2023 – 2024 учебный год
Воспитатели: Ионова Л.П.
Вихарева Ю.П.

г. Екатеринбург
1

Содержание
Пояснительная записка и актуальность………………………………. 3
Учет возрастных особенностей ………………………………………. 4
Индивидуальная и воспитательная работа……………………………. 6
Цель, задачи и ожидаемый результат…………………………………. 7
Материалы и оборудование……………………………………………...8
Реализация межпредметных связей, режим работы…………………..10
Учебно-тематический план на год………………...……………………12
Календарно – тематический план на год…………………………….…11
Литература……………………………………………………………..…28

Пояснительная записка
2

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном
возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной
педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание,
направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым
условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность
умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится
благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок,
тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста
ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное,
целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия
формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем,
развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Учет возрастных особенностей воспитанников
3

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой
человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее
формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми
её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без
грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого
периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная
речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает
обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий
его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма,
вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно
принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и
одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый.
Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его
способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном
предмете.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных
представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность
цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Меняется характер
ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят
к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот
факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним
из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.
4

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для
дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит
развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной
педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти
полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и
воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного
возраста.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны
сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине
предметов.
Индивидуальная работа
В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в
зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими
программу.
Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных
особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны
усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

5

Воспитательная работа с родителями.
Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного
направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не
обеспечить сотрудничества с семьей.
Для родителей предусмотрены консультации воспитательного характера, беседы, чтобы обеспечить их полезной
информацией, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных
эталонов.
Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие
у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, наполненность группы 5-10 детей. Программа включает в
себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 20 минут.
Форма проведения образовательной деятельности – игровая.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Возрастной диапазон освоения программы – 4-5лет.
Образовательная область – «Познавательное развитие».
Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.
Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе
игр с дидактическим материалом.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия
детей.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности
через игры с дидактическим материалом.
6

3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с
предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению
положительного результата и т. д.)
Образовательные:
1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи
и т. д.).
2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
3. Активизировать речь детей.
Отличительные особенности данной программы по дополнительному образованию:
- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;
- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
Ожидаемый результат
К концу года дети должны:
- быть успешными в предметной деятельности;
- знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их
оттенки (голубой, розовый);
- различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
7

Программа способствует:
- стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развитию мелкой моторики;
- созданию положительного эмоционального фона;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и
воспитателей, мониторинг.
Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:
1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
2. Наглядный материал:
а) демонстрационный:
- карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого,
черного);
- карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
- карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную,
прямоугольную);
- геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
- модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
8

- игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
б) раздаточный:
- рамка-вкладыш Монтессори;
- дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника,
прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.
в) ИКТ:
- компьютерные технологии (ноутбук, интернет);
- СD – проигрыватель;
- CD – диски с аудиозаписями.
Здоровье сберегающие технологии
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки, динамические паузы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:
1. «Музыкальное воспитание», музыкальное сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей
эстетического восприятия.
9

«Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает в
занятиях по лепке, аппликации и рисованию.
2. «Речевое развитие», у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного
аппарата во время проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по величине, названий
геометрических форм.
3. «Познавательное», дети знакомятся с основными цветами спектра и их оттенками, геометрической формой и
величиной предметов, учатся сравнивать предметы по одному или нескольким параметрам.
4. «Социально - коммуникативная», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего
окружения, природными явлениями, учатся коллективной работе.
Учебно-тематический план на год
№
п/п

Название раздела

Количество ОД

1.

Цвет предметов.

12

Дидактические игры
предметов по цвету.
2.

на

и

соотнесение

Величина предметов.

8

Дидактические игры на
предметов по величине.
3.

различение

различение

и

соотнесение

Форма предметов.
Дидактические игры
предметов по форме.

12
на

различение

10

и

соотнесение

4.

Повторение пройденного материала. Ориентировка на два 4
признака одновременно с отвлечением от третьего
признака.

Календарно – тематический план на год
Месяц

№ ОД

Тема

Всего ОД

Задачи

1. Раздел «Цвет предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».
Сентябрь

1

Д/и «Рыбки».

1

2

Д/и «Ежики».

1

3

Д/и
колпачок».

4

«Чей 1

Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет»,
знакомство с основными цветами: красным, желтым,
синим; развивать мелкую моторику рук. Закрепление
умений различать и называть основные цвета.

1

Д/и «Разноцветные
круги».
Октябрь

5
6
7
8

Д/и
мышку».

«Спрячь 1
1

Д/и «Разноцветные
1
комнаты».
1
Лото «Цвет».
11

Знакомство с основными цветами спектра (красный,
желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей
соотносить предметы по цвету.

Словесная
игра «Что
бывает
такого цвета?».
Ноябрь

9
10
11
12

Мини-эксперимент
«Синий и белый».

1
1

Мини-эксперимент
1
«Красный
и
1
белый».

Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым
цветом. Закреплять умения различать и называть цвета:
красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой,
розовый.

Мини-эксперимент
«Окраска воды».
Д/и «Подбери
своему цвету»

к

1. Раздел «Величина предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».
Декабрь

13

Д/и «Матрешка».

1

14

Д/и «Спрячь
игрушки
коробки».

1

15
16

в

Д/и «Построим
диванчики
для
большой
и
маленькой кукол».

1
1

12

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с
понятиями «большой – маленький».

Д/и «Посади
бабочку на цветок».
Январь

17

Д/и «Мячи».

18

Д/и
«Куклы
медведи».

19
20

1
и 1
1

Д/и
«Разложи
1
мишкам мисочки».

Закреплять представления детей о величине, учить
соотносить предметы по данному сенсорному свойству.
Развитие умения соотносить три разных предмета по
величине.

Д/и «Домик для
медведя, лисы и
мышки».
1. Раздел «Форма предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».
Февраль

21
22
23
24

Д/и «Найди окошко 1
для
фигурки»
1
(Вариант №1).
1
Д/и «Найди окошко
для
фигурки» 1
(Вариант №2).
Д/и «Найди окошко
для
фигурки»
(Вариант №3).

13

Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма».
Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими
формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Обучение приему обследования формы путем обведения
пальцем контура фигуры.

Д/и «Найди окошко
для
фигурки»
(Вариант №4).
Март

25
26
27
28

Д/и «В царстве 1
«фигурок1
человечков».
1
Д/и
«Разложи
фигуры по местам!» 1

Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные
формы разными методами.

Д/и
«Почини
одежду зайчикам».
Д/и «Гости».
Апрель

29
30
31
32

Д/и
«Найди 1
предмет такой же
1
формы».
1
Д/и
«Чудесный
1
мешочек-1».

Закреплять представления о 4 геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать
умение идентифицировать предметы по форме, называть
шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение
составлять целое из двух частей.

Д/и
«Чудесный
мешочек-2».
Д/и
«Разрезные
фигурки».
4.
Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с
отвлечением от третьего признака».
14

Май

33
34
35
36

Лото
«Цвет
форма».

и 1
1

Развивать умение ориентироваться на два признака
одновременно с отвлечением от третьего признака.

Лото «Величина и
1
форма».
1
Д/и
«Магазин»
(Вариант №1). Д/и
«Магазин»
(Вариант №2).

Итого:

36 ОД

Перспективный план
Содержание программы

Материал

Деятельность детей

1. Раздел «Цвет предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

1. Знакомство детей с основными
цветами и их названиями
(красный,
желтый,
синий,
зеленый);
развитие
мелкой
моторики рук.

Вырезанные из картона силуэты
рыбок красного, желтого и синего
цвета, прищепки соответствующих
цветов.
15

Д/и «Рыбки». Дети
прикрепляют
прищепки красного цвета на хвостик
красной рыбки, прищепки синего цвета –
на синюю рыбку и т.д.

2. Знакомство детей с основными Картонные
фигурки
ежиков
цветами и их названиями красного, желтого и синего цвета,
(красный,
желтый,
синий, прищепки соответствующих цветов.
зеленый);
развитие
мелкой
моторики рук.

Д/и «Ежики». Дети
прикрепляют
прищепки красного цвета на красного
ежика, прищепки синего цвета – на синего
ежика и т.д.

3. Закрепление умений различать Изображения
гномов
красного,
и называть основные цвета: желтого и синего цвета, Колпаки
красный,
желтый,
синий, такого же цвета, что и гномы.
зеленый.

Д/игра «Чей
колпачок?». Дети
«надевают»
гномам
колпаки
соответствующего цвета, называя при
этом какого цвета колпак и гном.

4. Закрепление умений различать
и называть основные цвета –
красный,
желтый,
синий,
зеленый; развитие
мелкой
моторики рук.

Круг, разделенный на четыре сектора
по цветам: красный, желтый и синий,
зелёный; пластмассовые крышечки
соответствующих цветов.

Д/и «Подбери
по
цвету». Дети
раскладывают крышечки красного цвета
на красный сектор, синего – на синий
сектор, желтого - на желтый сектор,
зеленого - на зеленый сектор.

5. Знакомство детей с 6 цветами
спектра
и
их
названиями
(красный,
желтый,
синий,
зеленый, белый, черный).
Обучение идентификации цвета.

Листы бумаги шести цветов с белым
квадратом посередине, на котором
нарисована
мышка,
«домик».
Квадраты тех же цветов – «дверцы».
«Домики» и «дверцы» раздаются на
каждого ребенка.

Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут
мышек
от
кошки,
подбирая
к
разноцветным домикам окошки точно
такого же цвета, как домик, и закрывая
окошки, чтобы мышку не было видно.
Сначала они делают это вместе с
воспитателем, потом самостоятельно.
Дети усваивают названия шести цветов
спектра.

16

6. Знакомство детей с 6 цветами
спектра
и
их
названиями
(красный,
желтый,
синий,
зеленый, белый, черный).

Большие листы бумаги шести цветов
– «комнаты». Наборы мелких
игрушек шести цветов на каждого
ребенка.

Д/игра «Разноцветные комнаты». Дети
рассматривают разноцветные комнаты
(большие листы бумаги 6 цветов),
называют,
какого
они
цвета;
рассматривают игрушки, замечая, что есть
одни и те же игрушки разного цвета. Затем
проводится игра: дети раскладывают
игрушки и предметы по «комнатам»
подходящего цвета.

6 карт лото с расположенными в
разном порядке изображениями 6
основных цветов спектра. Маленькие
карточки с теми же цветами.

Лото «Цвет».
Дети
внимательно
рассматривают карточки с 6 цветами
спектра, которые поочередно достает из
коробки
ведущий
(воспитатель),
и
закрывают такие же цвета на своей карте.
Выигрывает тот, кто первый правильно
закрыл все цвета на своей карте.

2.
Развитие умения выделять
цвета с отвлечением от других
признаков предметов.

7. Закрепление умений различать
и называть 6 цветов спектра
(красный,
желтый,
синий,
зеленый, белый, черный).

8. Закрепление умений различать Карточки с 6 цветами спектра.
и называть 6 цветов спектра,
учить
детей
соотносить
предметы по цвету.

17

Словесная игра «Что бывает такого
цвета?».
Воспитатель
поочередно
показывает карточки определенного цвета
из 6 цветов спектра. Дети называют, что
бывает такого же цвета.

9. Знакомство детей с оттенком Гуашь синего и белого цвета, кисть, Мини-эксперимент «Синий и белый».
спектра: голубым цветом.
баночки с водой, палитра.
Воспитатель
показывает
способы
смешивания синей и белой гуаши,
спрашивает у детей, какой цвет получился.
Затем дети сами смешивают краски.
10. Знакомство детей с оттенком Гуашь красного и белого цвета, Мини-эксперимент «Красный и белый».
спектра: розовым цветом.
кисть, баночки с водой, палитра.
Воспитатель
показывает
способы
смешивания красной и белой гуаши,
спрашивает у детей, какой цвет получился.
Затем дети сами смешивают краски.

11.
Знакомство
детей
с Две большие банки с наклейками оттенками спектра: голубым и голубой и розовой, красная и синяя
розовым цветом.
гуашевые краски, по 2 баночки с
водой на каждого ребенка, кисточки.

12.

Закрепление

Мини-эксперимент «Окраска
воды». Дети подготавливают воду для
изготовления цветного льда; вслед за
воспитателем они делают воду двух
оттенков (вначале – розовую, набирая на
кисть немного красной краски и разводя ее
в воде в одной из банок, затем голубую,
набирая на кисть немного синей краски и
разводя ее в другой банке). Цветную воду,
слитую в большие банки, дети выносят на
прогулку (зимой), разливают ее в
формочки и делают цветные льдинки.

умения Разнообразные предметы 6 цветов Д/и «Подбери
18

к

своему

цвету». Дети

различать и называть цвета:
красный,
желтый,
синий,
зеленый,
белый,
черный,
голубой, розовый. Развивать
умение идентифицировать цвета.

спектра (красный, желтый, синий,
зеленый, белый, черный) и двух его
оттенков
(голубой,
розовый).
Цветные медальоны для детей.

надевают цветные медальоны и каждый
называет свой цвет и цвета других детей.
Заранее в разных местах комнаты надо
разместить предметы (игрушки) разного
цвета. Затем каждый ребенок должен
найти игрушки цвета своего медальона.
Дети с игрушками одного цвета образуют
«желтую нитку бус», «зеленую гусеницу»
и т.д.

1. Раздел «Величина предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине».
13.
Знакомство
детей
с
сенсорной
категорией
«Величина», с
понятиями
«большой», маленький» Развитие
умения соотносить два предмета
одинакового цвета по величине.

Игрушка матрешки, круги двух
размеров (большой и маленький)
одинакового цвета из картона на
каждого ребенка.

Д/и «Матрешка». Дети
собирают
матрешку и устанавливают различие
между кругами: один круг большой,
другой маленький.

14. Закреплять представления 2 коробки разной величины, 2 куклы Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети
детей о величине, о понятиях разной величины.
рассматривают кукол и располагают их по
«большой», «маленький» учить
величине: большая, маленькая. Затем
соотносить предметы по данному
вместе с воспитателем подбирают каждой
сенсорному свойству
кукле коробку – «домик».
15.

Закреплять

представления Кубики,

кирпичики,
19

большая

и Д/и «Построим диванчики для большой

детей о величине, о понятиях маленькая куклы.
«большой», «маленький» учить
соотносить предметы по данному
сенсорному свойству.

и
маленькой
кукол».
Дети
рассматривают кукол и определяют их
размер. Совместно с воспитателем
приходят к выводу, что для большой
куклы надо построить большой диванчик,
а для маленькой – маленький. Дети
самостоятельно
строят
большой
и
маленький диванчики.

16. Учить идентифицировать Большая бабочка красного
предметы
по двум сенсорным маленькая бабочка синего
свойствам (цвет и размер).
большой цветок розового
маленький цветок голубого
(все на каждого ребенка).

цвета,
цвета,
цвета,
цвета

17. Развитие умения соотносить Три мяча разного размера и цвета.
три предмета разного цвета по
величине.

18. Развитие умения соотносить Игрушки кукол
три
разных
предмета
по размеров.
величине.
20

и

мишек

Д/и «Посади бабочку на цветок». Дети
рассматривают бабочек и цветы. Затем
«рассаживают»
бабочек
на
цветы
идентично по их размеру и цвету.

Д/и «Мячи». Дети рассматривают ' мячи,
располагая их по величине и называя цвет
мячей: большой мяч красного, средний
(поменьше) зеленого, самый маленький
мячик желтого цвета; учатся обозначать
величину
мячей
соответствующими
словами. Затем играют с мячами.

трех Д/и «Куклы
и
медведи».
Дети
рассматривают трех кукол различной
величин, располагая их по порядку от
самой большой до самой маленькой. Так

же располагают дети и трех медведей
разной величины. Затем дети играют,
выполняя поручения: "Уложи большую
куклу спать", "Принеси маленькому
мишке бочонок меда" и т.д.
19. Развивать представления
отношений по величине между
объемными
и
плоскими
предметами, умение соотносить
два – три ряда величин между
собой.

Картинка с изображением 3 мишек,
стоящих по росту, 3 мисочки разного
размера; по 3 мисочки из картона
разного размера на каждого ребенка.

Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети
вместе с воспитателем рассматривают, как
стоят мишки (по росту), говорят, какой
мишка самый большой, какой поменьше и
какой самый маленький. Далее вместе с
воспитателем играют - раскладывают
миски в соответствии с величиной
медведей.

20. Развивать представления
отношений по величине между
объемными
и
плоскими
предметами, умение соотносить
два – три ряда величин между
собой.

Картинки с изображением зверей:
медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3
квадрата разной величины; по 3
квадрата разной величины на
каждого ребенка.

Д/и «Домики для медведя, лисы и
мышки».
Дети
располагают
изображенных зверей (медведь, лиса,
мышка), полпорядка: самый большой,
поменьше (средний), самый маленький.
Далее дети вместе с воспитателем строят
башню из кубов для зверей, соотнося
величину зверей с величиной их
"домиков"
(кубов).
Затем
дети
самостоятельно строят башни для зверей
из картонных квадратов.

21

1. Раздел «Форма предметов.
Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».
21. Знакомство детей с кругом и
его названием. Обучение приему
обследования
формы
путем
обведения
пальцем
контура
фигуры.

Рамка-вкладыш
Монтессори с
геометрическими формами круга,
квадрата,
треугольника,
прямоугольника на каждого ребенка;
формы круга (3 шт.) из картона на
каждого ребенка.

Д/и «Найди
окошко
для
фигурки» (Вариант
№1).
Дети
рассматривают форму «круг», обводят его
по контуру пальчиком. Затем закрывают
на карточке «окна» круглой формы.

22.
Знакомство
детей
с квадратом и его названием.
Обучение приему обследования
формы путем обведения пальцем
контура фигуры.

Рамка-вкладыш
Монтессори с
геометрическими формами круга,
квадрата,
треугольника,
прямоугольника на каждого ребенка;
формы круга (3 шт.), формы квадрата
(3 шт.) из картона на каждого
ребенка.

Д/и «Найди
окошко
для
фигурки» (Вариант №2). Игра проводится
аналогично предыдущей игре. Помимо
«окон» круглой формы, дети закрывают
«окна» квадратной формы.

23.
Знакомство
детей Рамка-вкладыш
Монтессори с
с треугольником и
его геометрическими формами круга,
названием. Обучение приему квадрата,
треугольника,
обследования
формы
путем прямоугольника на каждого ребенка;
обведения
пальцем
контура формы круга (3 шт.), формы квадрата
фигуры.
(3 шт.), формы треугольника (3 шт.)
из картона на каждого ребенка.

Д/и «Найди
окошко
для
фигурки» (Вариант №3). Игра проводится
аналогично предыдущей игре. Помимо
«окон» круглой и квадратной формы, дети
закрывают «окна» треугольной формы.

22

24.
Знакомство
детей Рамка-вкладыш
Монтессори с
с прямоугольником и
его геометрическими формами круга,
названием. Обучение приему квадрата,
треугольника,
обследования
формы
путем прямоугольника на каждого ребенка;
обведения
пальцем
контура формы круга (3 шт.), формы квадрата
фигуры.
(3 шт.), формы треугольника (3 шт.),
формы прямоугольника (3 шт.) из
картона на каждого ребенка.

25. Развивать
различать
и
квадрат,
прямоугольник.

Д/и «Найди
окошко
для
фигурки» (Вариант №4). Игра проводится
аналогично предыдущей игре. Помимо
«окон» круглой, квадратной и треугольной
формы,
дети
закрывают
«окна»
прямоугольной формы.

умение детей Большие круг, квадрат, треугольник Д/и «В царстве «фигурок-человечков».
называть круг, с
нарисованными
"лицами"
- Дети вместе с воспитателем поочередно
треугольник, "фигурки-человечки"
рассматривают круг, квадрат, треугольник,
обводя их контуры пальчиком и "рисуя"
По 2-3 круга, квадрата, треугольника
их в воздухе; называют имена человечков.
разного цвета на каждого ребенка.
Затем дети играют: Фигурки-человечки
поочередно обходят всех детей и
собирают в корзинки печенья (испеченные
для них) той же формы, что сами фигурки
(для круга - печенья круглой формы и
т.д.). В игре дети повторяют названия
геометрических форм.

26.
Закрепить
умение Плоские геометрические фигуры Д/и «Разложи фигуры по местам!»
различать
и
называть (круги, квадраты, треугольники).
Дети вынимают фигурки из углублений и
геометрические формы – круг, Рамка-вкладыш Монтессори.
играют с ними совместно с воспитателем:
23

квадрат,
треугольник,
прямоугольник.

«Вот весёлые разноцветные фигурки. Это
круг, он катится – вот так! А это квадрат.
Его можно поставить. А теперь фигурки
прыгают (танцуют)». Затем предложить
детям разложить фигурки «по кроваткам»:
«Наступил
вечер.
Фигуркам
пора
отдыхать. Давайте положим их спать в
кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и
предложите по очереди найти место для
каждой из них. Когда малыши разложат
фигурки, подведите итог игры: «Вот
теперь все фигурки нашли свои кроватки и
отдыхают». Эту игру можно повторять
многократно, каждый раз изменяя её
сюжет.

27. Закрепить умение детей
различать и называть цвета и
геометрические фигуры (круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник).

Рамка-вкладыш Монтессори в виде
силуэтов одежды, вырезанные из
картона геометрические фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник).

Д/и «Почини одежду зайчатам».
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: купила я своим зайчатам подарки
– шорты и юбочки. А пока шла по лесу,
задела за куст – они и порвались.
(Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: не плачь, зайчиха, мы тебе
поможем. Дети давайте подберём заплатки
и залатаем дырки. На что похожи дырки

24

на юбочках и шортах?
Дети: на круг, квадрат, треугольник и
прямоугольник.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на
«пеньки» (столы), на которых заранее
разложены заплатки. Дети подходят к
столам и выполняют задание. Воспитатель
спрашивает у каждого ребёнка, какого
цвета заплатку он поставил, и на какую
геометрическую фигуру она похожа.
28.
Развивать
умение
группировать геометрические
фигуры
по
форме
с
отвлечением от величины и
цвета.

Альбомные
листы
бумаги
с
изображением круга и квадрата
(«домики»
фигурок-человечков);
круги и квадраты разных цветов и
размеров на каждого ребенка.

29. Закреплять представления Геометрические
о геометрических фигурах, квадрата,
развивать
умение прямоугольника,
25

Д/и «Гости».
Дети
сравнивают
вырезанные из картона фигурки круга и
квадрата с контурным изображением этих
фигур на листах бумаги (их домики):
рассматривают, обводят пальчиком по
контуру. Затем дети играют: помогают
младшим братишкам и сестричкам круга и
квадрата (кружки и квадраты меньших
размеров) найти дорогу в домики своих
старших братьев (т.е. раскладывают все
кружки на лист бумаги с изображением
круга, все квадраты - на лист бумаги с
изображением квадрата).

фигуры
круга, Д/и «Найди
предмет
такой
же
треугольника, формы». Дети рассматривают образец
по 2 предмета формы, предложенной воспитателем,

идентифицировать предметы каждой из этих форм.
по форме, называть шар,
кубик, кирпичик, призмакрыша.

затем выбирают предмет такой же формы
среди игрушек и предметов, лежащих на
столе, кладут его рядом с образцом.

30.
Закреплять
умение Мешочек, объемные фигуры: шар, Д/и «Чудесный мешочек – 1». В мешочке
определять
знакомые куб, кирпичик.
лежат объемные геометрические фигуры.
геометрические фигуры (шар,
Ребенок опускает руку в мешочек и на
куб, кирпичик, призма) на
ощупь определяет фигуру, которая ему
основе
осязательнопопалась, называет и вынимает ее.
двигательного обследования и
Остальные дети контролируют.
называть их.
31.
Закреплять
умение
определять
знакомые
геометрические фигуры (шар,
куб, кирпичик, призма) на
основе
зрительно
–
осязательного обследования и
называть их.
32.
Развивать
составлять
из двух частей.

Мешочек, объемные фигуры: шар,
куб, кирпичик, призма; плоскостные
изображения
круга,
квадрата,
прямоугольника, треугольника.

Д/и «Чудесный мешочек – 2». Ребенку
показывают определенную плоскостную
геометрическую фигуру, он ищет в
мешочке объемную фигуру, называет ее и
вынимает. Дети выполняют задание,
находя в мешочке каждый раз новую
фигуру.

умение Разрезанные на 2 части формы круга, Д/и «Разрезные
фигурки».
Детям
целое квадрата,
треугольника
и предлагаются перемешанные части форм.
прямоугольника на каждого ребенка. Задача каждого ребенка найти две
одинаковые части и собрать целую форму
круга,
квадрата,
треугольника
и
прямоугольника.

26

1. Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с
отвлечением от третьего признака».
33.
Развивать
умение
ориентироваться
на
два
признака одновременно (цвет
и форму) с отвлечением от
третьего признака (величины).

4 карты лото с расположенными в
разном порядке 4 геометрическими
фигурами, все фигуры на карте
разного цвета: 16 вырезанных фигур
4-х форм 6-ти цветов.

Лото «Цвет и форма». Дети внимательно
рассматривают картинки, которые достает
из коробки ведущий (воспитатель) и
закрывают такие же картинки на своей
карте.

34.
Развивать
умение
ориентироваться
на
два
признака
одновременно
(величина
и
форма)
с
отвлечением
от
третьего
признака (цвета).

4 карты лото с расположенными в Лото «Величина
и
форма». Игра
разном порядке 4 геометрическими проводится аналогично предыдущей игре.
фигурами, все фигуры на карте
разного размера; 16 вырезанных
фигур 4-х форм 6-ти цветов.

35.
Развивать
умение Игрушки и предметы разной формы Д/и «Магазин» (Вариант №1). Дети
ориентироваться
на
два и разного цвета.
рассматривают в магазине игрушки,
признака одновременно (цвет
обращая внимание на их разный цвет и
и форму) с отвлечением от
форму. Далее дети играют, соблюдая
третьего признака (величины).
правила: чтобы купить игрушку, надо
описать ее, не называя (какого она цвета,
формы), чтобы "продавец узнал и продал
ее. Например: "Дайте, пожалуйста,
игрушку красного цвета, круглую" (мяч).
36.
Развивать умение Игрушки и предметы разной формы Д/и «Магазин»
ориентироваться
на
два
рассматривают
27

(Вариант №2). Дети
в магазине игрушки,

признака
одновременно и разной величины.
(величину
и
форму)
сотвлечением от третьего
признака (цвета).

обращая внимание на их разную форму и
величину. Далее дети играют, соблюдая
правила: чтобы купить игрушку, надо
описать ее, используя два признака
(величину и форму), чтобы «продавец»
узнал и продал ее.

Литература.
А.П.Усова, А.В. Запорожец «Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей».
Ю. А.Соколова «Сенсорика».
В.А.Белых «Внимание, память, сенсорика, мышление».
М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».