ДОП Вокал

Министерство образования Российской Федерации
Департамент образования г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548
620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная, д.67-А, тел.(343)258-36-74, 258-37-23
e-mail: mdou548@eduekb.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ № 548
Царёва Т.Ю. _____________
приказ №75 от 31.08.2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в рамках работы вокального кружка
«Искорки»
для воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста

Царёва Татьяна
Юрьевна

Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующий,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 548,
СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru,
G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва, CN=Царёва Татьяна Юрьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.10.03 16:20:37+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

г. Екатеринбург
2023 год
1

Музыкальный руководитель:
Несмеянова Е.А.

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….....3 стр
Особенности слуха и голоса детей………………………………………………………………………………………………..5 стр
Организация и проведение занятий…………………………………………………………………………………………….. 10 стр
Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………………… 12 стр
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………. 19 стр
Диагностика уровня развития певческих умений…………………………………………………………………………..26 стр
Перечень программно-методического обеспечения…………………………………………………………………………….27 стр
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………. 27 стр

2

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования
России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального,
музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна,
тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных
систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было
правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает
качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3

3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умений различать звуки по высоте;
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
1.
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
2.
Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение
мелодии, играть слаженно.
3.
Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
4.
Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни
в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основополагающие принципы программы:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип культуросообразности;

Принцип последовательности;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип гуманизации;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
4






Программа включает подразделы:
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет.
У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он
усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и
бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная
звонкость звучания.
Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (миси); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.
Педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать
форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.
Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных
звуках.
Основными задачами в области пения детей 3-4 лет являются:
1) Учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
2) Внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
3) Правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си; петь с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без
него;
5

4) Формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг
друга, петь дружно, слаженно.

Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличивается диапазон (ре-си),
дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут
работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым
вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты:
слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо в первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных
песен, особенно русских народных.
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение
его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей
с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно,
устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что не маловажно для хорового пения.
6

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо
следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания
песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.
Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные
звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения – кантиленой. Ч этой целью могут быть использованы
русские народные попевки, прибаутки. Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит
большую пользу малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.
Наиболее трудный этап – это работа над выразительностью исполнения. Надо учить детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого хорошо использовать дирижерский
жест: показать рукой динамику, акценты, что поможет и в работе над высотой звука. Например, музыкальный руководитель
поднимает руку вверх – и внимание детей фиксируется на высоком звуке, опускает руку вниз – на низком.
В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве
со словом. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важных компонентов выразительного пения.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата
и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с
голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
7

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать
песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности
развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за
счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание
становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.
У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и
чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
8

подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности
слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
 игровой характер занятий и упражнений,
 активная концертная деятельность детей,
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
 атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
 звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
 сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя
им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе
над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

9

Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Капельки» предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по апрель, два раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Структура проведения занятия.
Вводная часть
1. Приветствие
2. Коммуникативная игра или развивающая игра
Основная часть
3. Музыкальная грамотность (основные понятия)
4. Распевание.
5. Пение.
Заключительная часть
6. Музыкальная игра.
Программа рассчитана на 2 года обучения в старшей (цифра 1) и подготовительной (цифра 2) группе детского сада.
Используемая литература:
 Н. Л. Кряжева «развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1997 год.
 Л Абелян «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год.
 А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.
 О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.
 М. Ю Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва ООО «Издательство «Скрипторий 2003»», 2010
год.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровож10

дения)
 работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
 пение песни с полузакрытым ртом;
 пение песни на определенный слог;
 проговаривание согласных в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
 настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
 остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
 анализ направления мелодии;
 использование элементов дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
 выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
 образные упражнения;

11

Перспективный план работы. Младший дошкольный возраст.
Октябрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая
игра
«Давайте познако«Найди друмимся»
га» - коммуПропой своё имя –
никативная
знакомство с микроигра
фоном
«Давайте познако«Найди друмимся»
га» - коммуПропой своё имя. –
никативная
оценить, кто спел
игра
лучше, почему?
«Давайте познакомимся»
Пропой своё имя –
ласково

«Найди друга» - коммуникативная
игра

«Давайте познакомимся»
Пропой своё имя –
ласково

«Найди друга» - коммуникативная
игра

муз. грамотность

Основная часть
распевание

пение

Заключение
муз. игра

Вокально-певческая постановка корпуса
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание

«Листики летят»,
М. Сидорова – 3б
вверх, вниз

Песни по выбору

Е. Железнова
«Апельсин» - пальчиковая игра

Вокально-певческая постановка корпуса
(сидя)
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 1 куплет,
разучивание
Вокально-певческая постановка корпуса
(сидя, стоя)
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет,
разучивание.
Вокально-певческая постановка корпуса
Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят»,
«Считалочка» М.
Сидорова – 3б
вверх, вниз

Песни по выбору

Е. Железнова
«Апельсин» - пальчиковая игра + подвижная игра

«Листики летят»,
«Считалочка»М.
Сидорова – 3б
вверх, вниз

Песни по выбору

Е. Железнова
«Апельсин» - пальчиковая игра + подвижная игра

«Листики летят»,
«Считалочка»М.
Сидорова – 3б
вверх, вниз

Песни по выбору

«Апельсин» - Е.
Железнова пальчиковая игра + подвижная игра

12

Ноябрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие развивающая игра
муз. грамотность
Пропой имя
«Доброе животное» 1шаг «Дыхание».
соседа слева
- коммуникативная игра
Л. Абелян – с.4

Основная часть
распевание
«Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз
«Мы поём» - 3б вверх,
вниз

пение
Песни по
выбору

Заключение
муз. игра
Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра

Пропой имя
соседа слева

«Доброе животное» 2 ша- «Дыхание. Дыхательга- коммуникативная иг- ная гимнастика».
ра
«Хор и дирижер»
1-2-3
Л. Абелян – с.4-5

«Мы поём» - 3б вверх,
вниз
«Без слов» - исполняется закрытым ртом

Песни по
выбору

Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра

Пропой имя
соседа справа

«Доброе животное» 3 ша- «Дыхательная гимнага - коммуникативная иг- стика».
ра
«Хор и дирижер»
1-2-3-4
Л. Абелян – с. 5

«Мы поём» - 3б вверх,
вниз
«Без слов» - исполняется закрытым ртом

Песни по
выбору

Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра, свои
варианты

Пропой имя
соседа справа

«Доброе животное»
«Дыхательная гимна4шага - коммуникативная стика».
игра
«Хор и дирижер»
1-2-3-4-5
Л. Абелян – с. 5

«Мы поём» - 3б вверх,
вниз
«Без слов» - исполняется закрытым ртом

Песни по
выбору

Е. Железнова «Рисование» - пальчиковая игра, свои
варианты

13

Декабрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
Поздоровайся с кем «Дотронься до…» хочешь
коммуникативная
игра

Основная часть
муз. грамотность
распевание
«Как беречь голос». «Без слов» - исполЛ. Абелян с.9
няется закрытым
Закаливание звуки
ртом
– А,Э
«Пою себе»

Поздоровайся с кем
хочешь

«Дотронься до…» коммуникативная
игра

«Как беречь голос». «Пою себе»
Л. Абелян с.9
«Гармошка»
Закаливание звуки
– И, О, У
«Я красиво петь
могу - слушание»

Песни по выбору

«Часы» Е. Железнова – пальчиковая
игра, упражнение

Поздоровайся с кем
хочешь

«Дотронься до…» коммуникативная
игра

«Как беречь голос». «Пою себе»
Л. Абелян с.9
«Гармошка»
Закаливание, закрепление
«Я красиво петь
могу»

Песни по выбору

«Часы» Е. Железнова – пальчиковая
игра, закрепление

14

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Часы» Е. Железнова – пальчиковая
игра, разучивание

Январь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
Поздоровайся с кем «Ворона» - коммухочешь
никативная игра на
быстроту реакции

муз. грамотность
«Звукообразование
и звуковедение»
Л. Абелян с.11

Основная часть
распевание
«Пою себе»
«Гармошка»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Маленькая мышка» Е. Железнова –
пальчиковая игра,
игровой массаж,
разучивание

Поздоровайся с кем
хочешь

«Ворона» - коммуникативная игра на
быстроту реакции

«Звукообразование
и звуковедение»
Л. Абелян с.11-13
«Песенка про гласные»

«Гармошка»
«Без названия»

Песни по выбору

«Маленькая мышка» Е. Железнова –
пальчиковая игра,
игровой массаж,
упражнение

Поздоровайся с кем
хочешь

«Ворона» - коммуникативная игра на
быстроту реакции

«Звукообразование
и звуковедение»
Л. Абелян с.11-13
«Песенка про гласные»

«Без названия»
«Запевай песню»

Песни по выбору

«Маленькая мышка» Е. Железнова –
пальчиковая игра,
игровой массаж,
закрепление

15

Февраль
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
Здороваемся с
«Передай мячик» хлопками
коммуникативная
игра

муз. грамотность
«Формирование
качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.14-15
«Баю бай» р.н.п.

Основная часть
распевание
«Без названия»
«Запевай песню»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Шла кукушка» Е.
Железнова – пальчиковая игра, разучивание

Здороваемся с
хлопками

«Передай мячик» коммуникативная
игра

«Формирование
качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.15-16
«Птичка-синичка»

«Без названия»
«Запевай песню»

Песни по выбору

«Шла кукушка» Е.
Железнова – пальчиковая игра,
упражнение

Здороваемся с
хлопками

«Передай мячик» коммуникативная
игра

«Формирование
качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.16-17
«Динь-дон» р.н.п.

«Запевай песню»
«Колокольчик»

Песни по выбору

«Шла кукушка» Е.
Железнова – пальчиковая игра, повторение

Здороваемся с
хлопками

«Передай мячик» коммуникативная
игра

«Формирование
качества звука. Интонация»
Л. Абелян с.17-18
«Вопрос-ответ» игра на развитие
песенного творчества

«Колокольчик»
«Колыбельная »

Песни по выбору

«Шла кукушка» Е.
Железнова – пальчиковая игра, закрепление

16

Март
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
Пение с показом
«Солнечный зайрукой высоты звучик» - коммуникачания.
тивная игра на снятие напряжения

муз. грамотность
«Дикция, артикуляция, слово». Л.
Абелян с.18

Основная часть
распевание
«Колокольчик»
«Колыбельная »

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения

«Дикция, артикуляция, слово». Л.
Абелян с.18-21
«Песенка про дикцию»

«Колокольчик»
«Колыбельная »

Песни по выбору

«Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения

«Дикция, артикуляция, слово». Л.
Абелян с.18-21
«Песенка про дикцию», скороговорки

«Колыбельная»
«Пой со мной»

Песни по выбору

«Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Солнечный зайчик» - коммуникативная игра на снятие напряжения

«Дикция, артикуляция, слово». Л.
Абелян с.21-22,
скороговорки

«Колыбельная»
«Пой со мной»

Песни по выбору

«Паучок» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление

17

Апрель
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
Пение с показом
«Прогулка по рурукой высоты звучью» - коммуникачания.
тивная игра

муз. грамотность
«Выразительность
исполнения».
Л. Абелян с.22-23

Основная часть
распевание
«Пой со мной»
«Это я»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, разучивание

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Прогулка по ручью» - коммуникативная игра

«Выразительность
исполнения».
Л. Абелян с.22-25
«Модница» - разучивание

«Пой со мной»
«Это я»

Песни по выбору

«Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, упражнение

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Прогулка по ручью» - коммуникативная игра

«Выразительность
исполнения».
Л. Абелян с.22-25
«Модница»

«Пой со мной»
«Это я»

Песни по выбору

«Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, повторение

Пение с показом
рукой высоты звучания.

«Прогулка по ручью» - коммуникативная игра

«Выразительность
исполнения».
Л. Абелян с.30-31
«Прекрасен мир
поющий»

«Пой со мной»
«Это я»

Песни по выбору

«Улитка» Е. Железнова – пальчиковая игра, закрепление

18

Перспективный план работы. Старший дошкольный возраст.
Октябрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Пропой своё имя» ДИ «Слушаем тишину»

муз. грамотность
«Что такое звук?
Звуки шумовые и
музыкальные»

Основная часть
распевание
«Ветер»
«Как кричит крокодил» А. Усачев

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«В доме моём тишина» - 3 элемента

«Пропой своё имя
ласково»

ДИ «Слушаем тишину», искусственно созданные
звуки - 5

«Что такое звук?
Звуки шумовые и
музыкальные»
Почему всё звучит?

«Ветер»
«Как кричит крокодил» А. Усачев

Песни по выбору

«В доме моём тишина» - 4 элемента

«Поздоровайся с
соседом справа»

ДИ «Слушаем тишину» - искусственно созданные
звуки - 8

Почему всё звучит?
Откуда берётся голос?

«Ветер»
«Как кричит крокодил» А. Усачев

Песни по выбору

«В доме моём тишина» - 5 элемента

«Поздоровайся с
соседом слева»

ДИ «Слушаем тишину» - искусственно созданные
звуки - 10

Откуда берётся голос?

«Как кричит крокодил» А. Усачев
«Без названия»

Песни по выбору

«В доме моём тишина» - 6 элементов

19

Ноябрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Поздоровайся, с
«Я тебя знаю» - откем хочешь»
мечать ударные и
безударные слоги
имени с помощью
динамики f-p

муз. грамотность
«Сила звука и динамический слух»

Основная часть
распевание
«Без названия»
«Эхо»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Тишина» - разучивание

«Здороваемся по
знакам динамики»

«Я тебя знаю» - отмечать ударные и
безударные слоги
имени с помощью
динамики f-p

Основные обозначения динамики
f, mf, sf, p, mp

«Без названия»
«Эхо»
«Лесенка»

Песни по выбору

«Тишина» - упражнение

«Здороваемся по
знакам динамики»

«Я – мои друзья» ладошки, плечики

Основные обозначения динамики
f, mf, sf, p, mp
«Сказка про кота»

«Без названия»
«Эхо»
«Лесенка»

Песни по выбору

«Тишина» - закрепление

«Здороваемся по
знакам динамики»

«Я – мои друзья» ладошки, плечики,
спинки, животы,
коленки

Основные обозначения динамики
f, mf, sf, p, mp
МДИ

«Эхо»
«Лесенка»
«Мы – весёлые ребята»

Песни по выбору

«Тишина» - повторение

20

Декабрь
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Пение с показом
«Канон для малырукой высоты звушей» - хлопки
чания»
(Полька-хлопушка)

муз. грамотность
«Высота звука и
звуковысотный
слух»

Основная часть
распевание
«Мы – весёлые ребята»
«У деда Ермолая»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Ёлочки-пенёчки»

«Пение с показом
рукой высоты звучания»

«Канон для малышей» - приседание

«Высота звука и
звуковысотный
слух»
«Сказка»

«Мы – весёлые ребята»
«У деда Ермолая»

Песни по выбору

«Ёлочки-пенёчки»

«Пение с показом
рукой высоты звучания»

«Канон для малышей» - чередование

«Высота звука и
звуковысотный
слух»
МДИ

«Мы – весёлые ребята»
«У деда Ермолая»

Песни по выбору

«Ёлочки-пенёчки»

21

ЯНВАРЬ
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Здороваемся с
«Слушай хлопки»
хлопками»

муз. грамотность
«Длительность звука и чувство ритма»

Основная часть
распевание
«У деда Ермолая»
«Вышел зайчик погулять»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Поём гласные»

«Здороваемся с
хлопками»

«Слушай хлопки»

«Длительность звука и чувство ритма»
Сказка «Дружная
семья»

«Вышел зайчик погулять»
«Пою себе»

Песни по выбору

«Поём гласные»

«Здороваемся с
хлопками»

«Слушай хлопки» в быстром темпе

«Длительность звука и чувство ритма»
МДИ

«Вышел зайчик погулять»
«Пою себе»

Песни по выбору

«Поём гласные»

22

ФЕВРАЛЬ
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Здороваемся с иг- Коммуникативная
рой на ф-но, что
игра со стаканчииграю, то пою»
ками («Финский
танец») – сидя, передавать по кругу –
1 1, 11
«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

муз. грамотность
Нотный стан, скрипичный ключ
Нота «ДО»

Основная часть
распевание
«Пою себе»
«Села кошка на
такси»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Гули-гули»

Коммуникативная
игра со стаканчиками («Финский
танец») – сидя, передавать по кругу –
раз, два, баночка
моя
Коммуникативная
игра со стаканчиками («Финский
танец») – сидя, передавать по кругу –
раз, два, баночка
моя, + на голове

Нота «ДО»
Ребусы
Нота «РЕ»

«Села кошка на
такси»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Гули-гули»

Нота «РЕ»
Ребусы
Нота «МИ»

«Села кошка на
такси»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Гули-гули»

Коммуникативная
игра со стаканчиками («Финский
танец») – сидя, передавать по кругу –
раз, два, баночка
моя, + на голове

Нота «МИ»
Ребусы
Нота «ФА»

«Села кошка на
такси»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Гули-гули»

23

МАРТ
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Здороваемся с иг- «Скульптор» рой на ф-но, что
коммуникативная
играю, то пою»
игра

муз. грамотность
Нота «ФА»
Ребусы
Нота «СОЛЬ»

«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

«Скульптор» коммуникативная
игра

Нота «СОЛЬ»
Ребусы
Нота «ЛЯ»

«Ноты изучаем»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Повторяй за
мной» - упражнение

«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

«Скульптор» коммуникативная
игра

Нота «ЛЯ»
Ребусы
Нота «СИ»

«Ноты изучаем»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Повторяй за
мной» - повторение

«Здороваемся с игрой на ф-но, что
играю, то пою»

«Скульптор» коммуникативная
игра

Нота «СИ»
Ребусы
Закрепление

«Ноты изучаем»
Сольфеджио

Песни по выбору

«Повторяй за
мной» - закрепление

24

Основная часть
распевание
«Ноты изучаем»
Сольфеджио

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Повторяй за
мной» - разучивание

АПРЕЛЬ
Дата
Посещаемость

Вводная часть
приветствие
развивающая игра
«Угадай, кто с то«Весёлый оркестр»
бой поздоровался»

муз. грамотность
«Тембровая окраска и тембровый
слух»

Основная часть
распевание
«Подражаем скрипочке»
«Бубен»

пение
Песни по выбору

Заключение
муз. игра
«Сидел козёл на
лавочке»

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Весёлый оркестр»

«Тембровая окраска и тембровый
слух»
«Весёлый оркестр»

«Подражаем скрипочке»
«Бубен»
«Барабан»

Песни по выбору

«Сидел козёл на
лавочке»

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Весёлый оркестр»

«Тембровая окраска и тембровый
слух»
«Весёлый оркестр»

«Подражаем скрипочке»
«Бубен»
«Барабан»

Песни по выбору

«Сидел козёл на
лавочке»

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Весёлый оркестр»

«Тембровая окраска и тембровый
слух»
МДИ

«Подражаем скрипочке»
«Бубен»
«Барабан»

Песни по выбору

«Сидел козёл на
лавочке»

25

Диагностика уровня развития певческих умений
№ Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
п/п
0
н
1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.
4.

Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

26

с

в

Перечень программно-методического обеспечения
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских
музыкальных инструментах.
2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает
при игре на детских музыкальных инструментах.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Программы, сценарии концертов.
6. Сборники песен, попевок.
7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки».
«Невская НОТА», С-Пб, 2010.
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
27

12. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
13. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
14. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной
грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».