Министерство образования Российской Федерации Департамент образования г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548 620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная, Д.67-А, тел.(343)258-36-74, 258-37-23 e-mail: mdou548@eduekb.ru ПОЛОЖЕНИЕ об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ - детский сад № 548 Екатеринб ург,2017 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) разработано для структурного подразделения МБДОУ – детский сад № 548 (далее – ДОО) и определяет порядок разработки и требования к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ ДОО (далее Программа). 1.2. Положение разработано на основании нормативных правовых документов и локальных актов: Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письма Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Письма Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»; Устава ДОУ. 1.3. Программа – это основная образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.4. Реализация Программы осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. 1.5. При включении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медикопедагогического сопровождения. 2 2. Цели и задачи 2.1. Главная цель Программы - психолого-педагогическая поддержка позитивной реабилитации, обеспечение коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, социализация и подготовка к общению и обучению в условиях начальной школы. Программа направлена на достижение целей, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО): повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение доступности и равенства возможностей для каждого воспитанника в получении качественного дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 2.2. Программа направлена на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и в том числе ограниченных возможностей здоровья; осуществления необходимой коррекции в развитии детей; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей для обеспечения полноценного развития детей и реализации индивидуального образовательного маршрута на основе особенностей воспитанников и запросов родителей; профилактика вторичных и третичных отклонений в развитии. 3 3. Принципы построения 3.1. Основными принципами построения Программы являются: полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития осуществление развития воспитанника как личности; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОО с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе интеграции образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности воспитателей и специалистов; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); уровневая дифференциация задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; единство диагностики и коррекции - осуществляет эффективную коррекционно-педагогическую работу с воспитанниками с ОВЗ; системность коррекционных, профилактических и развивающих задач – обеспечивает общее разностороннее развитие дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и учета особенностей развития ребёнка; комплексного использования методов и приемов коррекционноразвивающей деятельности; доступности - создание условий для построения обучения дошкольников с ОВЗ на уровне их реальных познавательных возможностей; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп - осуществление образовательного процесса с постепенным усложнением. 4. Требования к структуре программы 4.1. Программа определяет содержание и организацию коррекционнообразовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ на уровне дошкольного образования. 4.2. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 4 ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 4.3. Программа определяет содержание и организацию коррекционнообразовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4.4. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 4.5. В ДОО реализовываются адаптированные основные образовательные программы в соответствии с контингентом воспитанников в группах компенсирующей направленности: для детей с ЗПР и детей с ОНР. 4.6. Программа разрабатывается ДОО самостоятельно, принимается педагогическим советом и утверждается приказом директором школы. 4.7. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей с ОВЗ, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; карты развития ребенка дошкольного возраста; динамика индивидуального развития. 4.8. При разработке Программы ДОО определяет продолжительность пребывания детей в ДОО, режим работы группы компенсирующей направленности в соответствии с объёмом решаемых задач коррекционнообразовательной деятельности. 4.9. Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей с ОВЗ в ДОО. 4.10. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды с учётом специальных условий для ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 4.11.Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных 5 областях. 4.12. Структура Программы должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы ДОО, предъявляемым ФГОС ДО, и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 4.12.1. Целевой раздел должен включать в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей, особенностей развития детей с ОВЗ. 4.12.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей с ОВЗ. Содержательный раздел должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание коррекционного компонента по направлениям коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. г) описание воспитательного компонента, содержащего условия взаимодействия воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ, а также с родителями (законными представителями) в процессе психологопедагогического сопровождения. В содержательном разделе должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; 6 в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми с ОВЗ, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции ДОО или группы. 4.12.3 Организационный раздел должен содержать описание материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды. 4.13. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 4.11. Положения, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 4.14. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АООП ДОО; используемые примерные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 5. Требования к условиям реализации программы 5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к 7 психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметнопространственной среде. 5.2. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: В сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и кдругим людям. 5.3. При реализации Программы необходимо создавать специальные условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; создание без барьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности; насыщенность и целесообразную наполненность процесса оказания помощи детям с ОВЗ конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными требованиями ФГОС ДО, а с другой – с основными образовательными и коррекционными программами, разработаннымидля данной конкретной категории детей. 5.4. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ; обеспечивает эмоциональное благополучие детей с ОВЗ; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 5.5. Указанные требования являются обязательными и необходимыми с точки зрения реализации Программы и требований ФГОС ДО. 6. Требования к результатам освоения программы 6.1. Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ОВЗ на этапе завершения уровня дошкольного образования. 6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо 8 от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей с ОВЗ. 6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 6.4. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 6.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ. 6.6. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 9