11.07.2024
11.07.2024
Организация
развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ №
548.
учитель-логопед
МБДОУ № 548
г. Екатеринбурга
Уфимцева Мария Александровна
https://disk.yandex.ru/i/gl9RfuR0cop14g
Основным направлением деятельности учителя – логопеда ДОУ
является осуществление коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
системное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребёнка.
Данное направление деятельности определило решение
следующих задач:
создание условий
для ранней реабилитации,
системного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их
индивидуальными особенностями,
развития способностей
и творческого потенциала,
обогащения
социального опыта и социальной адаптации детей;
повышение
эффективности коррекционно-развивающей работы и оптимизации процесса коррекции;
организация
комплексного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса на
всех этапах коррекционной работы.
https://disk.yandex.ru/d/1a3f5stDJy9vWA
Для создания рациональных условий системного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья организована
коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. При организации
кабинета руководствовалась
принципами: доступности, системности, здоровьесбережения, учета возрастных
особенностей, мобильности, вариативности.
Кабинет имеет различные
функциональные зоны, оснащён необходимым логопедическим оборудованием, новой
мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и
литературой.
https://disk.yandex.ru/d/WHI9QPxoCYI4Nw
Функциональные зоны кабинета
логопеда позволяют максимально эффективно использовать пространство кабинета.
Можно выделить следующие зоны:
Рабочая зона учителя-логопеда;
Учебно-образовательная зона;
Зона
коррекции звукопроизносительных навыков;
Зона развития речевого дыхания;
Зона развития слухового внимания;
Зона развития мелкой моторики;
Зона развития лексико-грамматических категорий;
Зона развития связной речи;
Зона подготовки к обучению грамоте;
Зона здоровьесбережения и нейрокоррекции;
Зона развития сенсорного восприятия;
Зона развития пространственной ориентации;
Зона развития графомоторных навыков;
Зона игрового сопровождения;
Зона развития творческого потенциала;
Зона психологической разгрузки;
Зона хранения дидактического и методического материала;
Консультативно-информационная
зона для родителей (вынесена в групповое помещение).
Каждая зона оснащена
необходимым материалом, игрушками, играми различной тематической
направленности, речевыми настольными играми, играми на развитие внимания, памяти,
мышления. Логопедический кабинет оснащён достаточным количеством разнообразных
игр и пособий по формированию мелкой моторики руки, графомоторных навыков. Весь
дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен, размещен в доступной форме с учётом интересов детей, и их
индивидуальных потребностей.
Зона релаксации оснащена
интерактивной песочницей, которая положительно влияет на психоэмоциональный фон
ребенка, помогает расширению творческого потенциала детей.
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена
мебелью (стол для специалиста, функциональные шкафы, стеллажи с полками).
Кабинет оснащен техническими средствами обучения: ноутбуком, магнитофоном,
мультимедийным проектором.
Созданы различные картотеки:
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики;
Картотека предметных картинок по лексическим темам;
Картотека предметных картинок на различные группы звуков;
Картотека пальчиковых игр;
Картотека динамических физминуток;
Картотека здоровьесберегающих технологий;
Картотека компьютерных игр для автоматизации звуков.
https://disk.yandex.ru/d/v6tbsJ6XOWkCkA
Создана база данных с
методическими и дидактическими материалами, мультимедийные презентации по
лексическим темам, звукопроизношению, связной речи, подобраны специальные
логопедические компьютерные игры.
Разработана
адаптированная образовательная программа, целью реализации которой является
оказание помощи
детям с ОВЗ в освоении основной адаптированной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ТНР.
https://disk.yandex.ru/d/xNx2Uhao0POvQg
Активно используем традиционные и современные методы
комплексной диагностики устной речи дошкольников и психолого-педагогического
обследования неречевых функций Трубниковой Н.М., Крупенчук О.И., что позволяет
получить объективные результаты, грамотно определить этиологию и механизм
речевых нарушений, на основе прогноза построить перспективную программу
индивидуального развития и коррекции каждого воспитанника. Для повышения эффективности
коррекционно-образовательной работы и достижения стабильных положительных
результатов в работе используем современные образовательные технологии такие
как: здоровьесберегающие Картушиной, Базарного, Стрельниковой, Коноваленко,
применение которых помогло повысить эффективность работы по развитию
просодической стороны речи, артикуляционной и мелкой моторики. Использование
нетрадиционных форм работы (игры с песком, театрализованная деятельность,
сказкотерапия по лексическим темам Т.А. Ткаченко, биоэнергопластика), внедрение
в работу метода наглядного моделирования, игровых технологий В.В. Воскобовича
способствовало активации мыслительной деятельности, формированию положительной
мотивации к коммуникативной и познавательной активности, повышению самооценки
детей, снижению замкнутости, робости, конфликтности. Использование в
коррекционной работе ИКТ (логопедические компьютерные игры, мультимедийные
презентации), проектной деятельности способствует повышению познавательной
мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.
Специализированные
компьютерные программы: “Игры для Тигры”; “Домашний логопед”, “Учимся говорить”
позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих
характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи,
фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной
моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной
памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического
мышления детей. Компьютерные
технологии включались в структуру традиционного логопедического занятия как
дополнительные инновационные элементы. Использование электронных презентаций
позволяет значительно повысить информативность и эффективность работы,
способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
Информационный стенд для
родителей включает различные консультации, помогающие повышать родительскую
компетенцию, ориентируют родителей на
необходимые педагогические знания и умения в вопросе коррекции имеющихся у
ребёнка нарушений. Кроме того,
разработаны различные буклеты для родителей.
https://disk.yandex.ru/d/RqGT9R_CDwtYiQ
С целью организации
комплексного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
создан сайт для работы с родителями
https://sites.google.com/site/govorimkrasivo, блог группы
https://zvezdochki548.blogspot.ru, электронная почта, страница для консультаций
на сайте МБДОУ https://548.tvoysadik.ru/site/pub?id=119
Это позволило объединить усилия взрослых в вопросе
воспитания и обучения детей, обеспечило доступность консультативно-методической
помощи. Проведены консультации для педагогов и родителей: «Использование
здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе», «Развитие речевой
активности у детей с ТНР посредством малых фольклорных форм», «Социализация
дошкольников с ТНР средствами игр-драматизаций», «Безопасная работа на компьютере»,
«Роль родителей в коррекционной работе с детьми». Разработаны и реализованы
совместные мероприятия: проекты «Наш дом во Вселенной», «Необычные дома мира».
Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря логопедического
кабинета позволяет обеспечить: игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе
развитие мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Дети с
удовольствием идут на занятия в логопедический кабинет, что повышает мотивацию
и способствует результативности работы.
https://disk.yandex.ru/d/_XQOC4SuqOq-2Q
Общие
данные о педагоге:
Уфимцева Мария
Александровна
Образование – высшее, Уральский государственный
педагогический университет по специальности «Олигофренопедагог, учитель логопед
вспомогательной школы», год окончания 1995.
Стаж работы: общий – 29 лет, педагогический – 29 лет, в
данной должности – 29 лет, в данном учреждении- 24 года.
Квалификационная категория – высшая, срок окончания -
февраль 2028 г.