21.11.2022
За последние годы
увеличилось число детей с системным нарушением речевой деятельности и
незрелостью психических процессов, приводящих в дальнейшем к расстройствам
письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройствам в эмоционально-волевой,
личностной сферах, снижению работоспособности, общей соматической
ослабленности, отставанию в развитии двигательной сферы. Одной из причин
является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и
левого полушария к интеграции.По исследованиям физиологов полушария головного
мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей»
половиной тела, но и выполняют разные функции.
Условно левое полушарие можно обозначить как
аналитическое - «стараюсь», «хочу», а правое - как рефлекторное - «могу».
Левое
полушарие: отвечает за логически-аналитическое мышление; анализирует факты;
обрабатывает информацию последовательно по этапам; обеспечивает процессы
индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем
синтеза); обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности,
контролирует речь, а также способности к чтению и письму; отвечает за
математические способности, работу с числами, формулами, таблицами; отвечает за
планирование.
Правое полушарие: отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; отвечает за
интуицию и интуитивную оценку; может одновременно обрабатывать много
разнообразной информации: способность рассматривать проблему в целом, не
применяя анализа; обрабатывает невербальную информацию, которая выражается не в
словах, а в символах и образах; ориентируется в настоящем; контролирует движения левой половины тела.
Работа головного
мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой
системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные
связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части.
Оно необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из
одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную
деятельность детей. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются
пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация
работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Основным условием для
успешного обучения и развития является полноценное развитие в дошкольном
детстве мозолистого тела. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо
проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из
наиболее результативных методов является развитие межполушарного
взаимодействия, который называется кинезиология.
Кинезиология –
наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения -
это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они
совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают
заболеваемость, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий,
улучшают мыслительную деятельность, улучшают зрительномоторную координацию,
формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и
координирующую роль нервной системы, способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма.
Интересно отметить, что человек может мыслить,
сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям
легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,
покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует
помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Кинезиологические упражнения мы используем в качестве динамических пауз (отдыхалочек).
Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке. Обязательное условие - передача
положительных эмоций.
ВИДЕОРОЛИК
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 21.11.2022