04.12.2021
«Мы-хозяева природы, а
она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе-вода,
птице-воздух, зверю-лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять
природу-значит охранять Родину» М. Пришвин
Экология начинается с
детства, так как мы, взрослые, проведем воспитательную работу с детьми по
охране природы, такой она достанется подрастающему поколению. Экологическое
воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление
обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в
которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её
богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по
экологическому воспитанию своих детей.
Корни
этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но в
первую очередь – в семье. Экологическое воспитание дошкольников в семье
складывается из знакомства с растениями и животными местного края, их
взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг, просмотра
кинофильмов о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни
растений и животных, небольших опытов, экспериментов в живой и неживой природе.
В возрасте от 3-х до 7-ми лет дети маленькие исследователи. Они стремятся всё
взять в руки, рассмотреть. И вот тут-то и встаёт перед родителями задача
сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы
детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в
них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно
брать детей на прогулки в лес, в поле, на речку, на берег пруда. Внимание
ребёнка желательно обращать на красоту окружающей природы и особенности
сезонных изменений (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, снег зимой,
листопад осенью, весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения
цветут, дождь, грозу, радугу в другие природные явления). Целесообразно показать малышу солнце, луну,
звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Во
время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые
деревья и кустарники: ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз,
тополь. Научить различать детей хвойные и лиственные деревья по цвету и
поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у
дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев
или особенностям хвои. Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья
и кустарники ломать нельзя, что им больно, они живые. Каждый должен знать, что
массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, — браконьерство! Однако
пройти мимо красивого, тем более первоцвета растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому
детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в
естественных условиях, рассмотреть его.
Родители
должны прививать детям привычку бережно относится к природе, быть примером,
образцом поведения в природе. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой,
полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят
непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей.
Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье
проходит на примерах сельскохозяйственных работ, которые выполняют родители в
саду и огороде дома. Желательно привлекать детей к посильному труду: посеять
семена, посадить картофель, прополоть и полить грядки с овощами. Показывать им
какие у растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение,
каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост
и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в
природе. Конечно, не у всех родителей достаточно знаний о природе, поэтому им
нужно самостоятельно пополнять и расширять знания о ней. Ответы на вопросы
детей можно найти в различных энциклопедиях о живой и неживой природе,
художественной литературе, познавательных фильмах о жизни животных и растений,
интернете. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но
не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет.
Мы,
взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у детей
представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее
неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему
живому.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2021
Дата обновления: 16.10.2022
Дата публикации: 04.12.2021