19.01.2021
Экология
начинается с детства, так как мы, взрослые, проведем воспитательную работу с
детьми по охране природы, такой она достанется подрастающему поколению. Корни этического поведения в природе
закладываются не только в детском саду, но в первую очередь – в семье.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с
растениями и животными местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а
также путём чтения книг, просмотра кинофильмов о природе, организации
наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших
опытов, экспериментов в живой и неживой природе. В возрасте от 3-х до 7-ми лет
дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. И
вот тут-то и встаёт перед родит елями задача сообщать детям как можно больший
объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать
возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать
пути решения возникших задач. Очень полезно брать детей на прогулки в лес, в
поле, на речку, на берег пруда, где внимание ребёнка желательно обращать на
красоту окружающей природы и особенности сезонных изменений (тепло, холодно,
очень тепло, очень холодно, снег зимой, листопад осенью, весной у деревьев и
кустарников распускаются почки, растения цветут, дождь, грозу, радугу в другие
природные явления). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и
связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны.
Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее
распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину,
клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья
по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими
трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по
форме листьев или особенностям хвои. Уже в дошкольном возрасте дети должны
знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, они живые. Каждый
должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, —
браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения
с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его,
полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Родители
должны прививать детям привычку бережно относится к природе, быть примером,
образцом поведения в природе. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой,
полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят
непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей.
Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье
проходит на примерах сельскохозяйственных работ, которые выполняют родители в
саду и огороде дома. Желательно привлекать детей к посильному труду: посеять
семена, посадить картофель, прополоть и полить грядки с овощами. Показывать им
какие у растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение,
каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост
и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в
природе. Конечно, не у всех родителей достаточно знаний о природе, поэтому им
нужно самостоятельно пополнять и расширять знания о ней. Ответы на вопросы
детей можно найти в различных энциклопедиях о живой и неживой природе,
художественной литературе, познавательных фильмах о жизни животных и растений,
интернете. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но
не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет. Мы,
взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у детей
представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее
неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему
живому.
Просмотров всего: , сегодня: