Министерство образования Российской Федерации Департамент образования г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 548 620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная, д.67-А, тел.(343)258-36-74, 258-37-23 e-mail: mdou548@eduekb.ru Царёва Татьяна Юрьевна Подписан: Царёва Татьяна Юрьевна DN: C=RU, S=Свердловская область, T=заведующий, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 548, СНИЛС=02647638974, ИНН=661802194861, E=35_sad@mail.ru, G=Татьяна Юрьевна, SN=Царёва, CN=Царёва Татьяна Юрьевна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.03 16:23:11+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ № 548 ____________ Царёва Т.Ю. приказ № 75 от 31.08.2023. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительная образовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет Срок реализации программы: 1 уч. год Составители: Ионова Л.П Вихарева Ю.П. г. Екатеринбург, 2023 г. 1 1. 2. 3. 4. 5. Содержание программы. Пояснительная записка_________________________________3 1.1. Цель и задачи______________________________________6 1.2. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования_________________________7 1.3. Техники нетрадиционного рисования и упражнения______7-10 1.4. Формы проведения итогов реализации программы_______11 Организационно-педагогические условия__________________11 2.1. Материально- техническое обеспечение________________12 Учебный план 3.1. Учебный план______________________________________13 3.2. Календарно-учебный график__________________________14 Перспективный план ____________________________________15-23 Оценочные материалы.___________________________________24-25 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Рисовашки» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ д/с № 548. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Новизна и педагогическая целесообразность программы Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник. 3 Новизной и отличительной особенностью программы «Рисовашки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Принципы построения программы Принцип творчества, программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей. Принцип научности детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. Принцип доступности предполагает построение занятий в кружке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принцип динамичности предусматривает построение занятий в кружке от самого простого до сложного. Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Актуальность Программа ориентирована на разностороннее развитие ребенка, реализуемое через его потенциальные возможности; на вовлечение в творчество; направлена на удовлетворение потребностей растущей личности в разностороннем развитии посредством знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Отвечает современным концепциям дошкольного образования, где приоритетными являются личностно – ориентированные цели. Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Особенности набора детей Программа предназначена для детей в возрасте 4 – 7 лет. Набор детей в кружок может быть осуществлен с более раннего возраста, если ребенок владеет навыками и умениями в создании рисунка, простых сюжетных композиций и изобразительными техниками в традиционных техниках исполнения. При проведении занятий используется групповая форма работы 10 - 16 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы 4 родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей. Сроки реализации программы Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации программы – один учебный год. Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, длительностью не более 20 мин. Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 16 человек. Форма занятий - групповая. Планируемые результаты 1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Овладение простейшими операциями. 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 5. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. Механизм оценивания образовательных результатов Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика. Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса, фестиваля или викторины в игровой форме. В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях. Формы подведения итогов Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Участие в выставках и конкурсах. Организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы НОД, консультации и мастер-классы для педагогов. Совместные мероприятия с родителями. Организационно-педагогические условия реализации программы Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием НОД. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, 5 связанной с реализацией образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают: - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; -формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; -дифференциация и индивидуализация обучения; - выявление и поддержка одаренных детей; - формирование коммуникативных навыков . При проведение НОД учитывается: -уровень знаний, умений и навыков воспитанников; -самостоятельность ребенка; -его актуальность; -его индивидуальные особенности; -особенности памяти, мышления и познавательные интересы. 1.1. Цель программы: Развивать художественно – творческие способности у детей 4-7 лет через нетрадиционные техники рисования. Задачи: • 1. Знакомить детей с разными нетрадиционными техниками изображения : -Рисование пальчиками; -Рисование ладошкой; -Рисунок из ладошки; -Тычок ватной палочкой; -Оттиск пробкой; -Оттиск печатками; -Оттиск печатками из ластика; -Оттиск поролоном; -Оттиск смятой бумагой; -Печать по трафарету; -Печать листьями; -Восковые мелки + акварель; -Акварель на мятой бумаге; -Монотипия предметная; -Монотипия пейзажная; -Кляксография обычная; -Раздувание краски; -Чёрно-белый граттаж; -Цветной граттаж; -Тиснение; -Тычкование; -Набрызг; -Обрывание бумаги; -Скатывание бумаги; -Рисование верёвочкой 6 • 2. Способствовать умению детей использовать разнообразный нетрадиционный материал для создания выразительного образа в рисовании. • 3. Поощрять и поддерживать творческие находки детей в использовании нетрадиционного материала, стремление к самостоятельному решению творческих задач. • 4. Воспитывать у детей умение утверждать свою личностную позицию в художественно - творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения. 1.1. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования: В конце учебного года дети в изобразительной деятельности самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты; ребенок овладевает нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной структурой, понимает изобразительно –выразительные возможности различных материалов. ребенок овладевает нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство. ребенок овладевает нетрадиционными техниками с жидкой краской: раздувание краски, набрызг, кляксография. ребенок знает элементы нетрадиционных техник с очень густой краской: расчесывание краски, витраж. ребенок знает элементы нетрадиционной техникой – монотипия. ребенок знает элементы нетрадиционных техник со смешением материалов: граттаж, фотокопия, проступающий рисунок. ребенок знает элементы нетрадиционных техник рисования с использованием нетрадиционных средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение. В работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки; Стремятся к самостоятельному решению творческих задач; Умеют утверждать свою личностную позицию в художественно творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения. 1.2. Техники нетрадиционного рисования и упражнения. Граттаж- суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, в процарапывании. Описание техники: Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу. - Далее весь фон полностью затрём воском. - Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем. - Затем покроем этой смесью парафиновый лист. - А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений. 7 Упражнения: «В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно. «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую. «Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем. «Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком. «Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок. «Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка. «Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты. «Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари! «Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади. Монотипия– эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы. Описание техники: Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. - Рисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи. - Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось? Упражнения:. Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем… «Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях. «Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья. «Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся. «Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде. «Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря. «Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат. Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Описание техники: Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! 8 Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию! Упражнения: - букет цветов; - букет из рябиновых веток. Расчесывание краски, рисование солью – техники используются для придания фактуры. Описание техники: Для рисования в этой технологии понадобиться гребешок, зубочистка или вилка. Ими проводят по мокрой краске процарапывая прямые или волнистые линии. Соль насыпают на мокрую краску, дают ей высохнуть и ссыпают. Это придает изображению зернистость. Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать. Упражнения: «Дождик», «Морские волны», «Салфеточка», «Платье принцессы» Раздувание кляксы – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Описание техники: Кляксографию используем в качестве игр и развлечений. - Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. - А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета.пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Упражнения: «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья. «Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья.а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились. «Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю. Набрызг– непростая техника. Описание техники: Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу. Упражнения: «Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом. «Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской. Кружатся в танце белые снежинки. 9 «Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес. Печать от руки и пальцев – очень интересная техника. Описание техники: Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем. К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях. Упражнения: Предложите детям представить: «Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись! «Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. «Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка. «Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком. «Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом. «Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек. 10 1.3. Формы проведения итогов реализации программы: Тематические выставки к праздникам: «Осенние мотивы», «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Для любимой мамочки», «День Победы». 2. Организационно-педагогические условия Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Срок реализации программы: 1 учебный год (сентябрь - май). Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут Наполняемость группы: до 16 человек. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная; Структура занятия состоит из двух частей: 1) Обучающая – по длительности – 1/3 часть общего времени занятия. 2) Творческая – по длительности – 2/3 общего времени занятия. Методы: Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатленияот произведений искусства и окружающегомира. Метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребѐнку возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, используя вариативныеприѐмы. Метод освоения разных художественных материалов, экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Основные принципы • Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой, игровой). • Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой. • Принцип сотворчества педагога и детей. 2.2. Материально – техническое обеспечение Методическое обеспечение - альбомы с образцами и схемами - рабочий материал. -технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал - наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры, педагогические эскизы - инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, цветная бумага, ножницы, крупа, нитки, пластилин, клей ПВА, соль. 11 Специализированные помещения № наименование площадь помещения, количество мест, шт. кв.м 1 Группа «Непоседы» 42 16 Основное оборудование № 1 2 3 4 5 наименование Детские столы Детские стульчики Стол для педагога Шкафы для хранения Уголок художественного творчества в группе Количество, шт. 8 16 1 2 1 Учебное оборудование № наименование количество, шт. 1 2 3 Учебная доска Ноутбук Мольберт 1 1 1 Список использованной литературы 1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014. 2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 3. А.А. Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М., ТЦ Сфера, 2009. 5. Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста» воспитателя МАДОУ «ЦРР-детский сад №14» О.С. Ивлевой 6. Обобщение педагогического опыта по теме: «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» старшего воспитателя МБДОУ №5 г. Енисейска Т.С. Акуненок. 7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. - М.: Издательство Скрипторий 2010г. 8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011. 12 3. Учебный план 3.1. № Учебный план. Содержание программы Кол-во занятий 1. Отпечатывание 2 2. Трафаретное рисование 3 3. Проступающий рисунок 1 4. Пальчиковое рисование 2 5. Рисование тычком 4 6. Смешение техник 6 7. Кляксография 3 8. Раздувание краски 3 9. Монотипия 2 10. Набрызг 1 11. граттаж 1 12. соль 2 13. нитки 1 14. витраж 1 15. Скомканная/ рваная бумага 2 16. Цветовое пятно 1 13. Рисование паролоном 3 Итого 36 п/п 13 3.2. Календарный-учебный график Для детей 5-6 года жизни. Сентябрь октябрь I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18. 19 Отпечатыва ние Трафарет Рисование пальчиками Тычок Кляксографи Раздувание краски монотипияя фотокопия витраж Каракулегра фия/ штрих набрызг паролон Рваная скомканная бумага нитки соль батик Цветовое пятно граттаж Все + итого II 1 1 1 1 1 1 II 1 ноябрь I V I II II I декабрь I V I I I II I январь I V I I 1 II I 1 1 февраль I V I I I II I март I V 1 I I I II I апрель I V 1 I I I II I май I V I I I II I I V 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 4 1 4 1 4 14 1 4 1 4 1 4 1 1 4 4. Перспективный план № Тема Техника Программное содержание Оборудование Лит-ра сентябрь 1. Печать отпечатывание листьев 2. «Осень на Техника опушке скомканной краски бумаги разводила» 3. 4. «Лист на отпечатывание воде» трафарет Ветка рябины Познакомить с техникой «печать растений» Бумага А4 Гуашь Кисть Кн. 1 С. 5-10 Листья разных пород деревьев Развивать видение Бумага А3 художественного Гуашь образа и замысла Кисть через природные Листья разных формы. пород деревьев Бумага А4 Познакомить с Гуашь техникой Кисть Поролоновые трафарета тампоны Рисование Познакомить с пальчиками техникой Листья клена Бумага А4 Гуашь Кисть пальчикового Гроздь рябины Кн. 1 С. 5-10 Кн. 1 С. 5-10 Кн.1 С.11-15 рисования. октябрь 5. Ветка рябины Рисование Помочь детям в вазе пальчиками осознать ритм как Бумага А4 Гуашь Кисть Трафареты вазочек Поролоновые тампоны Бумага А4 Гуашь Кисть (с натуры) трафарет изобразительно- Ветка рябины Вазочка трафарет Продолжать знакомить с техникой трафарета 6. выразительное средство. 7. Смешивание Смешивание красок паролон Познакомить со способом получения цвета путем смешивания 15 Подг. к занятию «Ветка рябины в вазе» Кн.1 С.11-15 Ваза Цветовой круг Бумага А4 Гуашь Белила Подготов ка непосредственно Поролоновая на листе, с помощь губка поролоновой Кисть губки К занятию «Цветикразноцвет ик» 8. «Цветик- Смешивание разноцветик» цвета трафарет Продолжать знакомить со способом получения цвета путем смешивания непосредственно на листе, с помощь поролоновой губки, внутри трафаретного контура. Бумага А4 Гуашь Кисть Белила Поролоновая губка Кн.1 С. 22-27 ноябрь 9. «Веселые Кляксография кляксы» Познакомить с таким способом изображения как кляксография 10. «Дерево» Раздувание краски 11. «Осенние мотивы» Раздувание краски (поздняя осень) 12. Выставка Использование «Осенние всех техник с мотивы» к-ми познакомились Бумага А4 Гуашь разведенная до очень жидкого состояния Кисть Бумага А4 Гуашь новым способом разведенная до очень жидкого изображения – состояния раздуванием Трубочка краски Кисть Бумага А4 Развивать Гуашь, воображение и разведенная до фантазию при очень жидкого освоении состояния способа Трубочка раздувания Кисть краски Бумага А3 Развивать Гуашь воображение, Гуашь,разведенн ая до очень творчество, жидкого инициативность состояния через овладение Кисть нетрадиционными Поролоновые Томпоны техниками с Познакомить с 16 Кн.1 С. 28-31 Кн. 1 С.32-36 Кн. 1 С.32-36 Кн.1 С. 28-31 С.32-36 жидкой краской Трафареты Ватные палочки Трубочки декабрь 13. «Морозный Фотокопия узор» Восковые мелки+ акварель 14. «Дед Мороз» «Звездочки» Познакомить с новой техникой, когда контур, нарисованный восковым мелком, не будет окрашиваться при нанесении поверх него акварели , а будет «проявляться» Рисование Научить новому солью приему Бумага А4 Акварель Кисть Восковые мелки БумагаА4 Акварель соль Кн.1 С.41-47 Кн. 2 С. 38-44 изображения: присыпание солью по мокрой акварели 15. Витражи для Клеевые окошек картинки Зимушки-Зимы (контурные картинки – Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения Бумага А4 Гуашь Кисть Клей ПВА Кн. 1 С.53-58 витраж) 16. Выставка «Новогодняя сказка» Использование Развивать воображение, всех техник с творчество, к-ми инициативность познакомились через овладение нетрадиционным и техниками монотипия, фотокопия и витраж Бумага А3 Гуашь Гуашь,разведенн ая до очень жидкого состояния Кисть Поролоновые Томпоны Трафареты Ватные палочки Трубочки Кн.1 С. 37-42 С.41-47 С.53-58 январь 17. «Волшебные Кляксография Продолжать подарки» знакомить с («Веселые таким способом 17 Бумага А4 Гуашь разведенная до очень жидкого Кн. 1 С. 28-31 кляксы») изображения, как кляксография 18. «А снег идет, а снег идет…» Рисование Продолжать тычком формировать навык владения нетрадиционной техникой состояния Кисть Бумага тонированная А4 Гуашь Кисть Ватные палочки Подготовка к выставке «Зимние фантазии» рисования -тычок 19. «В лесу родилась Рисование Продолжать тычком формировать ёлочка» навык владения нетрадиционной Бумага А4 Гуашь Кисть Ватные палочки Подготовка к выставке «Зимние фантазии» техникой рисования -тычок 20. Выставка Использова- Развивать «Зимняя ние всех воображение, фантазия» техник с к-ми творчество, познакомились инициативность через овладение нетрадиционным и техниками Бумага А3 Гуашь Кисть Поролоновые Томпоны Трафареты Ватные палочки Трубочки февраль 21. Зимние Набрызг напевы Познакомить с техникой набрызга Развивать Бумага А4 Гуашь (белила) Зубная щетка Деревянная палочка Кн. 2 С . 5-10 воображение И творческую фантазию через освоение данной техники. 22. «Белый медвежонок» Рисование поролоном Познакомить с навыком рисования 18 Бумага А4 Гуашь Поролоновая Кн.2 С.17-23 поролоновой губкой, 23. Подарок папе Рисование Научить новому «Звезда» приему солью губка БумагаА4 Акварель соль Кн. 2 С. 38-44 изображения: присыпание солью по мокрой акварели 24. «Танк» Рисование поролоном Закреплять навык рисования поролоновой губкой, Развивать творческое воображение через использование данной техники Бумага А3 Гуашь Поролоновая губка Кн.2 С.17-23 март 25. «Мимоза» (черёмуха) Рисование Продолжать тычком формировать навык овладения техникой Бумага А4 Гуашь Кисть Ватные палочки Кн.1 С.16-21 рисования тычком. 26. «Мимоза» (вариант) Техника Познакомить с скомканной техникой бумаги скомканной Бумага А3 Желтая салфетка Клей ПВА бумаги 27. «Музыкальный рисунок» 28. Выставка Цветовое пятно Формировать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на средства музыкальной выразительность Использоване Развивать «Весенняя всех техник, с воображение, капель» к-ми творчество, познакомилис инициативность ь через овладение 19 Бумага А4 Гуашь всех цветов Бумага А3 Гуашь Гуашь, разведенная до очень жидкого состояния Кисть Поролоновые Кн.2 С. 30-33 Кн.1 С.16-21 С.24-29 С. 30-33 С.65-67 нетрадиционным и техниками: тычок, штрих, каракулеграфия, Тоампоны Трафареты Ватные палочки Трубочки цветовое пятно апрель 29. «Красивые картинки из Рисование нитками разноцветной нитки» 30. «Космический Граттаж пейзаж» Восковые мелки+ акварель Вытягивание нити. Познакомить с новым необычным материалом и способом его применения в изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с техникой проступающего БумагаА4 Нитки Краска акварель или Гуашь разведенная до жидкого состояния Бумага А4 Акварель Кисть Восковые мелки Кн. 2 С. 34-37 Кн. 2 С. 45-50 рисунка (фотокопия) 31. Ожившие предметы 32. Ожившие предметы Все техники Развивать нетрадиционно воображение го рисования, через которые знаем. использование Все техники нетрадиционной нетрадиционно техники (продолжение) го рисования, которые знаем. рисования – рисование нитками БумагаА4 Кн.1 Гуашь Гуашь,разведенная С.73-76 до очень жидкого состояния Кисть Поролоновые Губки Трафареты Ватные палочки Трубочки рисование солью май 33. Выставка Все материалы Все техники Развивать «День Использование воображение, ка к Победы» всех техник, с творчество, выставке к-ми инициативность познакомились через овладение нетрадиционным 20 Подготов и техниками: тычок, штрих, каракулеграфия, цветовое пятно 34. «Цветы, Раздувание звёзды, краски салют…» Кляксография 35. «Бабочка» 36. «Пейзаж у Монотипия Монотипия озера» Мониторинг Использование всех техник с которыми дети познакомились в течении учебного года Бумага А4 Гуаш, разведенная до очень жидкого состояния Трубочка Кисть Бумага А4 Познакомить с новой техникой – Гуашь Кисть монотипия Закреплять способ рисования – раздувание краски Формировать понятие симметрии в рисунке через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – монотипия Бумага А4 Продолжать Акварель знакомить с Кисть техникой – монотипия Все Развивать материалы. творчество воображение, самостоятельность, инициативность, Предоставить любознательность, детям активность через выбирать любимые использование нетрадиционных материалы техник рисования Кн. 1 С.32-36 Подг. работа Кн.1 С. 37-42 Самостоя тельная деятельн ость детей. 1. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2010 г. (Кн.1) 2. Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М., 2010г.(Кн.2) 21 5. Оценочные материалы Формы итоговой диагностики Результаты усвоения программы отслеживаются на конечном этапе обучения путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности. Цель проведения диагностики: 1. Выявить уровень художественного развития детей. 2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения. Характер диагностики: естественный педагогический. Методика проведения: 1. Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми 2. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми 3. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла. 4. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. 1. 2. 3. 22 Проявление самостоятельности Нетрадиционные материалы (знает элементы техники) Техники нетрадиционного рисования - - монотипия (знает элементы техники) рисования со смешением материалов(знает элементы техники) Техники нетрадиционного рисования с очень густой краской (знает элементы техники) Техники нетрадиционного Техники нетрадиционного рисования с жидкой краской(владеет) Ф.И. ребенка Техники нетрадиционного рисования – тычок (владеет) № Техники нетрадиционного рисования – печатание (владеет) Диагностическая карта 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Шкала оценок: 3 балла - овладел 2 балла - частично овладел 1 балл - не овладел На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи: - по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми. -как разнообразить подачу материла, сделать более увлекательной для детей. 23