1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с федеральными законами, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования и устанавливаются учреждением самостоятельно в части, не урегулированной законодательством об образовании. 1.2. Настоящее положение регламентирует порядок организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Гаевский детский сад» (далее – ДОО), реализующей адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования. 1.3.Положение призвано регулировать процесс взаимодействия специалистов, педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей (законных представителей). 1.4. Общее руководство по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья возлагается на заведующего ДОО. 1.4. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Цели работы ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Создание условий, наиболее благоприятных для воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ, по оказанию им комплексной помощи в соответствии со спецификой нарушений их психического, физического и соматического здоровья. 2.2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребѐнка. 2.3. Сохранение и укрепление нервно - психического и физического здоровья детей, организация и проведение профилактической и оздоровительной работы. 2.4. Взаимодействие с семьѐй с целью создания единого образовательного пространства. 3. Основные направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Психологическое: - система эффективных методов, направленных на преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, а также аффективных форм поведения; - комплексное психолого-педагогическое обследование. 3.2. Педагогическое: - работа по возможному развитию высших психических функций, речи детей с ОВЗ; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода при планировании и реализации педагогического процесса с учѐтом динамики индивидуального развития каждого ребѐнка; - формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, овладение ими доступных образовательных уровней; - развитие коммуникативных умений. 3.3. Медико-оздоровительное: - укрепление физического и психического здоровья; - поддержание функциональных и адаптационных возможностей детского организма и иммунитета; - создание благоприятного эмоционального режима пребывания в ДОО. 2 4. Порядок организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 4.1. В организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть задействованы следующие работники ДОО: - заместитель заведующего; - воспитатель группы, где находится ребѐнок с ОВЗ; - музыкальный руководитель; - инструктор по физической культуре; - педагог-психолог и другие специалисты. 4.2. ДОО самостоятельно в выборе комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. 4.3. Выбор форм обучения детей с ОВЗ осуществляется на основе коллегиального заключения и разработанных рекомендаций по результатам комплексного обследования специалистами психолого-педагогического консилиума ДОО далее ППк. 4.4. Периодичность проведения ППк определяется реальными запросами ДОО на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ОВЗ. 4.5. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или сотрудников ДОО с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора об образовании между ДОО и родителями (законными представителями). 4.6. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника. 4.7. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития воспитанника и рекомендации для разработки адаптированной образовательной программы, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ППк. 4.8. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 4.9. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО организовано совместно с другими детьми определенной возрастной группы, к которой относится воспитанник с ОВЗ. 4.10. Работа с детьми с ОВЗ осуществляется в рамках максимально допустимой учебной нагрузки с учѐтом необходимости проведения дополнительных коррекционно - развивающих занятий, а также повышенной утомляемости детей с ОВЗ. 4.11. В целях организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ при необходимости разрабатывается план работы, включающий в себя направления деятельности по: - созданию специальных условий в группах, помещениях дошкольной организации; - по приобретению необходимого методического и дидактического материала; - по определению форм работы с детьми с ОВЗ, по оказанию методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. 4.12. Педагоги и специалисты ДОО, привлечѐнные к работе с детьми с ОВЗ, ведут документацию, отражающую коррекционно-педагогический процесс в соответствии с Положением о группе комбинированной направленности для детей дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Гаевский детский сад». 4.13. В конце каждого года обучения ППк ДОО по результатам обследования воспитанников даѐт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребѐнка с ОВЗ. 4.14. Медицинское обслуживание детей с ОВЗ обеспечивается на общих основаниях в рамках обслуживания муниципальных ДОО. 4.15. Медицинский работник оказывает помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ с учѐтом здоровья и особенностей их развития, дает рекомендации медико- коррекционной направленности, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в профилактических и лечебных целях. 3 5. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам дошкольного образования 5.1. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 5.1.1. Адаптированная образовательная программа – это основная общеобразовательная программа дошкольного образования, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 5.2. В дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: 5.2.1. доступность среды: 5.2.1.1. доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность: 5.2.1.1.1. для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению - присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую техническую помощь; 5.2.1.1.2. для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материальнотехнические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 5.2.1.2. свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности: 5.2.1.2.1. для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 5.2.1.2.2. для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); 5.2.1.3. исправность и сохранность материалов и оборудования. 5.2.2. использование специальных образовательных программ дошкольного образования (далее Программ) и методов обучения и воспитания: 5.2.2.1. Программы должны быть составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; 5.2.2.2. Программы должны содержать раздел коррекционной работы и/или инклюзивного образования, в котором: 5.2.2.2.1. раскрываются механизмы адаптации Программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 5.2.2.2.2. определяются специальные методические пособия и дидактические материалы; 5.2.2.2.3. рассматривается осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Оплата, взимаемая за организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях 4 6.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО осуществляется с федеральными законами, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования. 7. Порядок оплаты труда педагогическим работникам ДОО за организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 7.1. Оплата труда педагогов ДОО, осуществляющим организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим данную деятельность. 8 . Руководство и контроль за организацией работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 8.1. Руководство и контроль за организацией образовательной деятельности детей с ОВЗ осуществляет заведующий и заместитель заведующего ДОО, который совместно с коллективом ДОО: - создаѐт климат психологического комфорта; - формирует развивающую предметно – пространственную среду, другие необходимые условия для организации работы с детьми с ОВЗ; - взаимодействует с органами здравоохранения, другими организациями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.2. Контроль за организацией работы ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Управлением образования Ирбитского муниципального образования в соответствии с его компетенцией. 5